Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 мая 2005 г. N А56-20306/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Малышевой Н.Н. и Хохлова Д.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Ирит" Корчагина Д.Ю. (доверенность от 01.06.2004 N 116/д), от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Петроградскому району Санкт-Петербурга Зайченкова Д.Б. (доверенность от 20.10.2004 N 11),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 26.08.2004 (судья Загараева Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 17.02.2005 (судьи Цурбина С.И., Спецакова Т.Е., Градусов А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20306/04,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Ирит" (далее - Общество) 15 910 руб. штрафных санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции от 26.08.2004 в удовлетворении заявленного Управлением фонда требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2005 решение суда от 26.08.2004 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление фонда просит отменить решение и постановление судов и штраф взыскать, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ, (далее - Закон N 27-ФЗ) и пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон - N 167-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по данному делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. Общество считает, что Управлением фонда не соблюден порядок привлечения страхователя к ответственности, предусмотренный статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Управления фонда поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов, Управление фонда провело проверку Общества по вопросу своевременности представления за 2003 год предусмотренных статьей 11 Закон N 27-ФЗ сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В ходе проверки выявлено, что Обществом несвоевременно представлены по каждому работающему у него застрахованному лицу сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумме начисленных страховых взносов. Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определена дата окончания приема сведений - 01.03.2004, фактически сведения поступили от Общества 16.03.2004. По результатам проверки Управлением фонда составлен акт от 16.03.2004 N 67, который вручен Обществу. Возражая против выдвинутого обвинения, Общество сослалось на неправомерное привлечение его к ответственности за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку допущенное Обществом нарушение - неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации - в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона N 167-ФЗ влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. По мнению Общества, согласно статье 34 Закона N 167-ФЗ с момента вступления в силу данного Закона федеральные законы, принятые до его вступления в силу и предусматривающие условия и нормы обязательного пенсионного страхования, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Следовательно, за указанное правонарушение должна применяться ответственность, установленная Законом N 167-ФЗ.
На основании акта проверки и с учетом представленных 30.03.2004 страхователем разногласий Управление фонда приняло решение от 01.04.2004 N 17 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 15 910 руб. штрафа. Во исполнение решения от 01.04.2004 Обществу направлено требование от 01.04.2004 N 17 об уплате штрафа в срок до 12.04.2004. Требование в установленный срок не исполнено, поэтому Управление фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая заявителю в удовлетворении требования, сослались на то, что за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования Общество неправомерно привлечено Управлением фонда к ответственности на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Суды пришли к выводу, что поскольку в статье 17 Закона N 27-ФЗ и статье 27 Закона N 167-ФЗ установлена различная ответственность за одно и то же правонарушение, применению подлежит норма, изданная позже, то есть изложенная в статье 27 Закона N 167-ФЗ.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает такое решение судов ошибочным и подлежащим отмене.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. В пункте 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ указано на обязанность страхователей представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Кассационная инстанция считает ошибочным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотрена статьей 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пункта 3 статьи 27 Закона N 167-ФЗ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
Пунктом 3 статьи 14 названного закона, действовавшим в проверяемый период, предусматривалась обязанность страхователей-организаций сообщать территориальному органу страховщика по месту регистрации о принятом в установленном порядке решении организации о своей ликвидации (реорганизации) в трехдневный срок со дня принятия решения; об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения - в пятидневный срок со дня внесения изменений и дополнений.
Таким образом, статьей 27 Закона N 167-ФЗ установлена ответственность страхователя за несвоевременное сообщение страховщику сведений, перечисленных в пункте 3 статьи 14 данного Закона.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная сумма взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Следовательно, норма, содержащаяся в статье 17 Закона N 27-ФЗ, является специальной и предусматривает привлечение страхователя к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета.
На момент принятия Управлением фонда решения от 01.04.2004 N 17 о привлечении страхователя к ответственности Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" действовал в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ и подлежал применению как специальный Закон, регламентирующий отношения в отдельной области обязательного пенсионного страхования.
Учитывая изложенное, Общество правомерно привлечено к ответственности за допущенное нарушение на основании Закона N 27-ФЗ.
Кассационной инстанций не принимаются ссылки Общества на статью 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности, который Управление фонда обязано соблюдать при выявлении правонарушения в ходе осуществления контроля в любой предусмотренной статьей 82 Кодекса форме.
Согласно пункту 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражении по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
В соответствии с пунктом 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение должностным лицом требований данной статьи может явиться основанием для отмены принятого им решения в судебном порядке. По смыслу этой нормы нарушение должностным лицом налогового органа (государственного внебюджетного фонда) требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа (государственного внебюджетного органа) недействительным.
Характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения оцениваются судом.
Как видно из материалов дела, представитель Общества 16.03.2004 получил копию акта проверки от 16.03.2004 N 67. Страхователь 30.03.2004 представил свои возражения на акт проверки, которые Управлением фонда были отклонены письмом от 01.04.2004 N 01-30/2270 (л.д. 31). В данном случае неизвещение Общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки не привело к принятию Управлением фонда незаконного решения.
Доводы Общества о нарушении Управлением фонда порядка привлечения к ответственности, выраженные в том, что актом камеральной проверки от 16.03.2004 N 67, подписанным специалистом Управления фонда Кольцовой Т.А., на страхователя наложен штраф, отклоняется кассационной инстанцией.
В силу пунктов 1, 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации после рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (государственного внебюджетного фонда) выносится решение.
Материалами дела подтверждается, что на основании акта проверки от 16.03.2004 N 67 и возражений Общества начальником Управления фонда принято решение от 01.04.2004 N 17 о привлечении страхователя к ответственности в виде взыскания штрафа, во исполнение которого Обществу направлено требование от 01.04.2004 N 17 об уплате штрафной санкции.
Заявление о взыскании штрафа направлено Управлением фонда в арбитражный суд. Общество имело возможность представить свои возражения по заявлению Управления фонда и доказательства, их подтверждающие, непосредственно в судебное заседание. Арбитражный суд дело по заявлению Управления фонда разрешил по существу.
Учитывая изложенное, нарушение Управлением фонда требований статьи 101 НК РФ не могло привести к нарушению законных интересов и прав страхователя, поскольку взыскание санкций осуществляется судом, следовательно, Общество могло воспользоваться правом на судебную защиту.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправомерно отказали Управлению фонда в удовлетворении заявления о взыскании с Общества соответствующей суммы штрафа, выводы судов не соответствуют нормам материального права, а потому обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а требования Управления фонда - удовлетворению.
Принимая во внимание результат рассмотрения настоящего дела, с Общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета 2 104,6 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 17.02.2005 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20306/04 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Ирит" (ИНН 7813070173), зарегистрированного Территориальным управлением Петроградского административного района Санкт-Петербурга 25.08.99 под N 1013/7-р и расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Ораниенбаумская улица, дом 13, в доход Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 15 910 руб. штрафа, а также в доход федерального бюджета 2 104,6 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2005 г. N А56-20306/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника