Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 мая 2005 г. N А56-988/05
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области Соловьева Д.В. (доверенность от 11.01.2005 N 2дсп),
рассмотрев 23.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2005 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2005 (судьи Зайцева Е.К., Згурская М.Л., Шестакова М.А.) по делу N А56-988/05,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИмпортСервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ленинградской области (далее - инспекция) от 20.09.2004 N 1032, от 20.10.2004 N 1166, от 19.11.2004 N 1289, от 20.12.2004 N 1378 в части отказа в возмещении сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и доначислении НДС, а также об обязании инспекции возместить из федерального бюджета НДС по операциям на внутреннем рынке в общей сумме 16 536 425 руб. за май, июнь, июль и август 2004 года путем зачета в сумме 3 652 199 руб. и путем возврата 12 884 226 руб. (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией путем преобразования произведена замена Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ленинградской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области.
Решением суда от 01.02.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.02.2005, заявление общества удовлетворено полностью.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что судами неправильно применены нормы материального права - статьи 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку общество уплатило НДС таможенным органам при ввозе товара на таможенную территорию за счет заемных средств, которые не были возвращены заимодавцу, а следовательно, не понесло затрат в форме отчуждения имущества по уплате НДС.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество зарегистрировано в августе 2003 года.
Налогоплательщик представил в инспекцию декларации по НДС, согласно которым реализация товаров составила:
- за май 2004 года - 673 729 руб., НДС по ставке 18% - 121 271 руб., налоговый вычет (НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) - 4 600 307 руб., к возмещению из бюджета - 4 479 036 руб.;
- за июнь 2004 года - 847 458 руб., НДС по ставке 18% - 152 542 руб., налоговый вычет (НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) - 5 438 526 руб., к возмещению из бюджета - 5 287 509 руб.;
- за июль 2004 года - 847 458 руб., НДС по ставке 18% - 152 542 руб., налоговый вычет (НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) - 4 304 790 руб., к возмещению из бюджета - 4 153 011 руб.;
- за август 2004 года - 847 458 руб., НДС по ставке 18% - 152 542 руб., налоговый вычет (НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) - 4 694 690 руб., к возмещению из бюджета - 4 542 910 руб.
Общество 01.09.2004, 01.10.2004, 01.11.2004 и 01.12.2004 обратилось в инспекцию с заявлениями о возврате НДС соответственно в суммах 4 479 036 руб., 5 287 509 руб., 4 153 011 руб. и 4 542 910 руб.
Инспекция провела камеральные налоговые проверки названных налоговых деклараций.
В ходе проверок установлено, что в проверяемые периоды общество импортировало товары и реализовывало их на территории Российской Федерации. Другими видами деятельности заявитель не занимался.
Для целей исчисления НДС налоговая база определяется обществом по мере оплаты товара покупателями.
Постоянными и единственными поставщиком товаров обществу и его покупателем являются соответственно фирма "TWIN TRUST LLC" (США) и ООО "Контакт+".
При проверке декларации за май 2004 года, установлено, что при ввозе товаров таможенным органам уплачен НДС в сумме 795 000 руб. с выручки, полученной от ООО "Конкорт" (контрагент ООО "Контакт+"), от реализации товара ООО "Контакт+".
Остальная часть НДС (3 805 307 руб.) оплачена таможенным органам за счет заемных средств (8 916 854,52 руб.), полученных от ООО "Стедал". Заемные денежные средства не возвращены.
По результатам проверки декларации за май 2004 года инспекция вынесла решение от 20.09.2004 N 1032, которым не привлекла налогоплательщика к налоговой ответственности, отказала обществу в возмещении 3 805 307 руб. и доначислила названную сумму налога, а также возместила 673 729 руб. НДС.
При проверке декларации за июнь 2004 года установлено, что при ввозе товаров таможенным органам уплачен НДС в сумме 508 011 руб. с выручки, полученной от ООО "Конкорт" (контрагент ООО "Контакт+"), от реализации товара ООО "Контакт+". Инспекцией признан правомерным вычет в сумме 509 536,28 руб.
Остальная часть НДС (4 930 515 руб.) оплачена таможенным органам за счет заемных средств (8 174 489,58 руб.), полученных от ООО "Стедал". Заемные денежные средства не возвращены.
По результатам проверки декларации за июнь 2004 года инспекция вынесла решение от 20.10.2004 N 1166, которым не привлекла налогоплательщика к налоговой ответственности, отказала обществу в возмещении 4 930 515 руб. и доначислила названную сумму налога, а также возместила 356 994 руб. НДС.
При проверке декларации за июль 2004 года установлено, что при ввозе товаров таможенным органам уплачен НДС в сумме 551 338 руб. с выручки, полученной от ООО "Конкорт" (контрагент ООО "Контакт+"), от реализации товара ООО "Контакт+". Инспекцией признан правомерным вычет в сумме 552 101 руб.
Остальная часть НДС (3 753 452 руб.) оплачена таможенным органам за счет заемных средств (8 352 312,68 руб.), полученных от ООО "Стедал". Заемные денежные средства не возвращены.
По результатам проверки декларации за июль 2004 года инспекция вынесла решение от 19.11.2004 N 1289, которым не привлекла налогоплательщика к налоговой ответственности, отказала обществу в возмещении 3 753 452 руб. и доначислила названную сумму налога, а также возместила 399 559 руб. НДС.
При проверке декларации за август 2004 года установлено, что при ввозе товаров таможенным органам уплачен НДС в сумме 646 777,28 руб. с выручки, полученной от ООО "Конкорт" (контрагент ООО "Контакт+"), от реализации товара ООО "Контакт+". Инспекцией признан правомерным вычет в сумме 647 539,28 руб.
Остальная часть НДС (4 047 151 руб.) оплачена таможенным органам за счет заемных средств (4 703 474,59 руб.), полученных от ООО "Стедал". Заемные денежные средства не возвращены.
По результатам проверки декларации за август 2004 года инспекция вынесла решение от 20.12.2004 N 1378, которым не привлекла налогоплательщика к налоговой ответственности, отказала обществу в возмещении 4 047 151 руб. и доначислила названную сумму налога, а также возместила 495 759 руб. НДС.
Основанием для отказа в возмещении НДС послужил вывод инспекции о том, что общество не понесло реальных затрат в форме отчуждения имущества при оплате НДС таможенным органам при ввозе товаров, поскольку заемные денежные средства не были возвращены.
Общество не согласилось с решениями инспекции в части отказа в возмещении сумм НДС и их доначислении и оспорило решения налогового органа в арбитражный суд.
Судебные инстанции удовлетворили требования общества со ссылкой на статьи 171, 172 и 173 НК РФ, указав, что налогоплательщиком правомерно применены вычеты при уплате НДС таможенным органам при ввозе товара на территорию Российской Федерации, а доказательств недобросовестности общества не представлено.
Кассационная инстанция считает такое решение судов ошибочным.
Кассационная инстанция считает, что вывод судов о правомерности вычетов, заявленных обществом, согласно статьям 171 и 172 НК РФ не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено этой статьей, только суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
По пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 2 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.
Приведенные положения Налогового кодекса Российской Федерации действуют в отношении добросовестных налогоплательщиков.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в письме от 11.11.2004 N С5-7/уз-1355 проинформировал арбитражные суды относительно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации: при обнаружении признаков фиктивности сделок, направленности их на уход от налогов, согласованности действий поставщиков и налогоплательщиков, предъявляющих НДС к возмещению, необходимо выявлять, нет ли в поведении налогоплательщика признаков недобросовестного поведения. Во всех подобных случаях налоговые органы и арбитражные суды вправе удостовериться в наличии или отсутствии злоупотребления правом. Оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок, их действительности, особенно когда они не имеют разумной деловой цели. Заключенные сделки должны не только формально не противоречить законодательству, но и не вступать в противоречие с общими запретами недопустимости недобросовестного осуществления прав налогоплательщиком. Принцип добросовестности в таком случае может использоваться правоприменителями в качестве критерия при разрешении налоговых споров.
Как видно из материалов дела, общество в проверяемый период занималось импортом товаров и их последующей перепродажей.
Так, общество в мае 2004 года отгрузило покупателю - ООО "Контакт+" товары на общую сумму 33 373 869,87 руб., в июне 2004 года - на общую сумму 39 298 438,21 руб., в июле 2004 года - на 31 455 652,59 руб., в августе 2004 года - на 31 069 630,76 руб., всего за указанные периоды - на общую сумму 135 197 591,43 руб. (приложение N 15, листы 3-4, 55-56; приложение N 16, листы 3-4, 60-61).
Покупатель товаров - ООО "Контакт+" полностью обществу товар не оплатил. Как видно из оспариваемых решений налогового органа и представленных в дело материалов, товар оплачен в мае 2004 года на сумму 795 000 руб., в июне 2004 года - на сумму 2 000 000 руб., в июле 2004 года - на сумму 2 000 000 руб. и в августе 2004 года - на сумму 1 920 221,82 руб., всего за указанные периоды - на общую сумму 6 715 221,82 руб.
Выручка для целей исчисления НДС у заявителя определяется по оплате товаров. Поскольку оплата товара от покупателя не поступает в полном размере, у общества в период с мая по август 2004 года НДС, исчисленный от реализации товаров, значительно меньше, чем налоговые вычеты. В связи с указанными обстоятельствами налог не подлежит уплате в бюджет и у налогоплательщика постоянно возникает право на возмещение крупных сумм из бюджета. Так, за май 2004 года обществом предъявлено к возмещению из бюджета 4 479 036 руб.; за июнь 2004 года - 5 287 509 руб.; за июль 2004 года - 4 153 011 руб.; за август 2004 года - 4 542 910 руб.
В последующие налоговые периоды плата от покупателя за поставленный товар не поступала, что подтвердил представитель инспекции.
Представитель инспекции также пояснил, что в последующие налоговые периоды обществом не велась деятельность, налоговые декларации по НДС представлялись с нулевыми данными.
Данные обстоятельства свидетельствуют о направленности сделок, заключенных обществом с покупателем, не на получение прибыли от осуществления хозяйственной деятельности, а на получение возмещения НДС из федерального бюджета, то есть налогоплательщик действует недобросовестно - злоупотребляет правом на возмещение НДС из бюджета и, следовательно, не имеет права на применение вычета и возмещение НДС из бюджета.
Таким образом, выводы судов о правомерности вычетов, заявленных обществом, согласно статьям 171 и 172 НК РФ не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Судебные акты подлежат отмене в части признания недействительными решений инспекции от 20.09.2004 N 1032, от 20.10.2004 N 1166, от 19.11.2004 N 1289 и от 20.12.2004 N 1378 в части отказа в возмещении сумм НДС и обязания налогового органа возместить из федерального бюджета НДС по операциям на внутреннем рынке в общей сумме 16 536 425 руб. за май, июнь, июль и август 2004 года путем зачета в сумме 3 652 199 руб. и путем возврата 12 884 226 руб.
Судебные акты в части признания недействительными решений инспекции о доначислении сумм НДС в размере, заявленном к возмещению из бюджета (3 805 307 руб., 4 930 515 руб., 3 753 452 руб. и 4 047 151 руб.), не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из оспариваемых решений, налоговый орган доначислил обществу НДС за май-август 2004 года в размере сумм, подлежащих возмещению из бюджета за указанные периоды.
Такое доначисление НДС не соответствует положениям пункта 1 статьи 173 НК РФ.
Таким образом, инспекция в силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказала правомерность доначисления НДС в указанных размерах.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2005 и постановление 13 арбитражного апелляционного суда от 24.02.2005 по делу N А56-988/05 отменить в части признания недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области от 20.09.2004 N 1032, от 20.10.2004 N 1166, от 19.11.2004 N 1289, от 20.12.2004 N 1378 об отказе в возмещении сумм НДС и обязания инспекции возместить из федерального бюджета НДС по операциям на внутреннем рынке в общей сумме 16 536 425 руб. за май, июнь, июль и август 2004 года путем зачета в сумме 3 652 199 руб. и путем возврата 12 884 226 руб.
В названной части в удовлетворении требований ООО "ИмпортСервис" отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с ООО "ИмпортСервис" в доход федерального бюджета 12 000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах трех инстанций.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Л.И. Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2005 г. N А56-988/05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника