Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 мая 2005 г. N А56-11611/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Зубаревой Н.А. и Клириковой Т.В.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга Сенджаева А.В. (доверенность от 28.12.2004 N 18/28042), от открытого акционерного общества "Лентрансгаз" Лапониной И.В. (доверенность от 01.11.2004 N 38/11920), Макаренко Л.Г. (доверенность от 14.01.2005 N 02/293),
рассмотрев 24.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2005 по делу N А56-11611/04 (судьи Градусов А.Е., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.),
установил:
Открытое акционерное общество "Лентрансгаз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга; далее - Инспекция) возвратить Обществу из бюджета 285 295 руб. 10 коп. излишне взысканных пеней по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Решением суда от 21.06.2004 Обществу отказано в удовлетворении заявления.
Определением суда апелляционной инстанции от 03.11.2004 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Межрегиональная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - Инспекция N 2).
Постановлением апелляционной инстанции от 28.02.2005 решение суда отменено. Бездействие Инспекции, выразившееся в невозврате Обществу 285 295 руб. 10 коп. пеней признано незаконным, и налоговый орган в порядке статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязан возвратить налогоплательщику указанную сумму.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции и прекратить производство по делу. По мнению подателя жалобы, признавая незаконным бездействие Инспекции, выразившееся в невозврате Обществу 285 295 руб. 10 коп. пеней, и обязывая Инспекцию в порядке статьи 79 НК РФ возвратить налогоплательщику указанную сумму, суд апелляционной инстанции неправомерно изменил предмет заявленных Обществом требований, поскольку налогоплательщик обратился в суд с заявлением об обязании Инспекции возвратить Обществу из бюджета 285 295 руб. 10 коп. излишне взысканных пеней и не уточнял заявленные требования. Кроме того, податель жалобы считает, что по настоящему делу Инспекция является ненадлежащим ответчиком, поскольку с 08.07.2003 Общество состоит на налоговом учете в Инспекции N 2.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001" Инспекция приняла решение от 11.01.2002 N 7 о проведении реструктуризации задолженности Общества по пеням по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Решением от 13.03.2002 N 1 Инспекция отменила решение от 11.01.2002 N 7 в связи с недостоверностью представленной информации по филиалам Общества.
В связи с отменой реструктуризации Инспекция приняла решения от 06.05.2002 N 24007554 и от 06.09.2002 N 224008633 о взыскании в бесспорном порядке соответственно 683 469 руб. 80 коп. и 690 044 руб. задолженности Общества по пеням по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании инкассовых поручений со счетов Общества списано 311 295 руб. 10 коп. пеней.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2003 по делу N А56-30764/02 признано недействительным решение Инспекции от 06.05.2002 N 24007554, а решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.04.2003 по делу N А56-30765/02 признано недействительным решение налогового органа от 06.09.2002 N 224008633 в части взыскания с Общества 531 558 руб. 55 коп. пеней.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2002 по делу N А56-32867/02 решение Инспекции от 13.03.2002 N 1 об отмене реструктуризации признано недействительным, в связи с чем налоговый орган принял решение от 03.01.2003 о возобновлении реструктуризации задолженности по пеням по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно расчетам налогоплательщика уплаченная Обществом в 2002 году общая сумма пеней, в том числе по графику погашения задолженности, составила 389 295 руб. 10 коп.
Решением налогового органа от 03.01.2003 возобновлена реструктуризация задолженности Общества по пеням по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и по графику погашения задолженности Общество должно было уплатить за 2002 год только 78 000 руб. пеней: В связи с чем налогоплательщик обратился Инспекцию с заявлением от 09.01.2004 N 08/123 о возврате 285 295 руб. 10 коп. излишне взысканных пеней.
Поскольку указанная сумму не возвращена, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции возвратить ему из бюджета 285 295 руб. 10 коп. излишне взысканных пеней по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что оно с 08.07.2003 состоит на налоговом учете в Инспекции N 2, а в силу пункта 2 статьи 78 НК РФ зачет или возврат излишне взысканной суммы налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. При этом суд посчитал нецелесообразным привлечение к участию в деле второго ответчика.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда отменено. Суд апелляционной инстанции указал на то, что в настоящее время реструктуризация задолженности Общества по пеням по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации завершена. Это подтверждается Инспекцией, а также письмом Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу от 19.05.2004 N 17-08/10601, в котором сообщается об отсутствии у заявителя задолженности по пеням по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 7 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканных налога и пеней подлежит возврату налогоплательщику. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Заявление о возврате излишне взысканных сумм подано Обществом в Инспекцию 12.01.2004.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "в абзаце четвертом пункта 2 статьи 79 НК РФ" следует читать "в абзаце третьем пункта 2 статьи 79 НК РФ"
Как указано в абзаце четвертом пункта 2 статьи 79 НК РФ, налоговый орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, в случае признания факта излишнего взыскания налога принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 79 НК РФ.
В данном случае налоговый орган не принял решения о возврате суммы излишне взысканных пеней, в связи с чем, а также на основании абзаца первого пунктов 2 и 4 статьи 79 НК РФ Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции возвратить сумму излишне взысканных налога и пеней.
В силу статьи 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика на основании его заявления и по решению налогового органа. Сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Согласно пункту 7 статьи 78 и пункту 1 статьи 79 НК РФ в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным по тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы производится только после зачета этой суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Таким образом, вопрос о возврате сумм пеней из федерального бюджета должен быть решен только на основании решения Инспекции N 2 либо решения суда с учетом фактических обстоятельств возникновения переплаты и недоимок, указанных письме Инспекции N 2 от 19.10.2004 N 53-04-10/912 (листы дела 122-145, том 1).
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, а также факт привлечения судом апелляционной инстанции к участию в деле Инспекции N 2, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции для исследования доказательств наличия у Общества недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, причитающихся тому же бюджету, то есть оснований для невозврата налогоплательщику из бюджета излишне взысканных сумм, либо отсутствия таковых. При необходимости суду следует исследовать обстоятельств передачи налогового дела из Инспекции в Инспекцию N 2 с привлечением к участию в деле Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу и в зависимости от конкретных обстоятельств решить вопрос о возмещении расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на неподведомственность арбитражному суду заявления налогоплательщика.
Кассационная инстанция считает жалобу в этой части не основанной на нормах действующего законодательства.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
- об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
- другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статьями 137 и 138 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика (налогового агента) обжаловать в судебном порядке акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика (налогового агента), такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Обращение налогоплательщика в суд с требованием обязать налоговый орган возвратить излишне взысканные налоговым органом пени, которое обусловлено бездействием налогового органа - оставлением без ответа поданного налогоплательщиком в соответствии с пунктом 4 статьи 79 НК РФ заявления о возврате из бюджета излишне списанных денежных средств, - означает, по сути, обжалование в суд незаконного бездействия налогового органа.
Кроме того, при подаче кассационной жалобы налоговым органом не учтены положения пункта 2 статьи 79 НК РФ, согласно которым налогоплательщик вправе на подать в суд заявления о возврате суммы излишне взысканного налога, а также пункта пятого статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что арбитражному суду подведомственны "и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда".
Кассационная инстанция считает, что при необходимости суд может предложить Обществу уточнить предмет заявления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 21.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.02.2005 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11611/04 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2005 г. N А56-11611/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника