Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 мая 2005 г. N А56-27857/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Ветошкиной О.В., Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ловаланга-2000" Герасимова А.А. (доверенность от 09.06.04), Селуянова М.В. (доверенность от 05.08.04), от Кингисеппской таможни Сухаревой Е.А. (доверенность от 04.04.05 N 32), Серебряковой B.C. (доверенность от 28.10.04 N 23),
рассмотрев 18.05.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ловаланга-2000" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.05 по делу N А56-27857/2004 (судьи Борисова Г.В., Протас Н.И., Черемошкина В.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ловаланга-2000" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Кингисеппской таможни (далее - таможня) в возврате ему 1 061 484 руб. 36 коп. излишне уплаченных таможенных платежей, а также об обязании таможни возвратить заявителю указанную сумму.
Решением суда от 30.11.04 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.02.05 решение суда отменено, обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, при таможенном оформлении им представлены все необходимые документы, позволяющие определить цену сделки, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали правовые основания для корректировки таможенной стоимости вывезенных товаров.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представители таможни возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что в период с 22.02.01 по 29.09.03 общество в соответствии с внешнеторговыми контрактами вывезло с таможенной территории Российской Федерации товары - рыбу и плодоовощную продукцию. При таможенном оформлении по 138 грузовым таможенным декларациям заявитель определил таможенную стоимость товаров по цене сделки и представил в таможню сведения, относящиеся к ее определению.
Таможня, посчитав, что декларант не подтвердил документально цену сделки, произвела корректировку таможенной стоимости вывезенных товаров, определив ее на основе цен на идентичные товары. В результате корректировки таможенный орган доначислил обществу 1 061 484 руб. 36 коп. таможенных платежей, которые им уплачены.
Полагая, что таможенный орган неправомерно скорректировал таможенную стоимость товаров, общество обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, которое оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.96 N 1461 (далее - Порядок), определение таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, осуществляется применительно к разделу III Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Правила применения названного Порядка устанавливаются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Как указано в пункте 1.4 Правил применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 27.08.97 N 522 (далее - Правила), для подтверждения заявленной таможенной стоимости вывозимых товаров декларант обязан представить таможенному органу сведения, содержащие достоверную, количественно определяемую и документально подтвержденную информацию.
В силу пункта 2 Порядка таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт.
В пункте 2.2 Правил содержится закрытый перечень случаев, когда таможенная стоимость не может быть определена на основе цены сделки с вывозимыми товарами. Цена сделки неприменима, если внешнеторговый договор содержит ограничения и условия, оказавшие влияние на цену сделки; продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено; участники сделки являются взаимозависимыми лицами, и влияние этих факторов на цену сделки нельзя определить количественно, а также если данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган или лицо, которые совершили эти действия.
Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих определению таможенной стоимости по цене сделки, таможенный орган не представил.
Согласно материалам дела заявленная обществом таможенная стоимость товаров подтверждается внешнеторговыми контрактами, международными транспортными накладными, счетами-фактурами, платежными поручениями на оплату товаров иностранными контрагентами, выписками банка о поступлении денежных средств на счета заявителя и другими доказательствами. Содержащаяся в указанных документах информация о ценах на товары является количественно определенной. Доказательства недостоверности этих сведений в деле отсутствуют.
В силу пункта 3 Порядка при отсутствии сделки купли-продажи в отношении вывозимых товаров или в случае невозможности использования цены сделки купли-продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости эта стоимость определяется либо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров с таможенной территории Российской Федерации, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров.
Пунктом 1.6 Правил предусмотрено, что, если для подтверждения таможенной стоимости недостаточно представленных декларантом документов, таможенный орган вправе затребовать у декларанта дополнительные документы, имеющие отношение к рассматриваемой внешнеторговой сделке.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об истребовании таможней у общества документов бухгалтерского учета, на основе которых определяется таможенная стоимость вывезенных товаров.
Как указано в пункте 4 Порядка, в случае невозможности использования представленных декларантом сведений, указанных в пункте 3 названного Порядка, таможенная стоимость вывозимого товара определяется на основе сведений о ценах на идентичные или однородные товары либо исходя из калькуляции стоимости (себестоимости) вывозимых идентичных или однородных товаров с учетом расходов, указанных в подпунктах "а" - "ж" пункта 2 Порядка.
Выводы суда апелляционной инстанции о правомерности корректировки таможней таможенной стоимости вывезенных обществом товаров основаны на счете-фактуре от 18.11.02 N 39 и накладной от 18.11.02 N 25, согласно которым общество приобрело товар - судак мороженный у общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" по цене 20 руб. за 1 кг. При этом апелляционная инстанция сделала вывод об убыточности сделок декларанта, поскольку продажная цена судака составила 16 руб. за 1 кг. Вместе с тем в материалах дела имеется счет-фактура от 21.11.02 N 85, в соответствии с которым судак продан эстонскому покупателю по цене 23 руб. за 1 кг.
Из материалов дела следует, что поставки товаров осуществлялись обществом длительный период времени, в течение которого цена мороженого судака колебалась от 16 руб. за 1 кг до 1,2 доллара США за 1 кг. В то же время в качестве основы для определения таможенной стоимости товара использована цена судака, содержащаяся в каталоге "ИНФО ОЛ" от 21.10.02 N 42 (480) (44 руб. за 1 кг). Какая-либо иная ценовая информация в деле отсутствует. Следовательно, при определении таможенной стоимости судака таможенный орган не учитывал изменение цены товара с течением времени.
Кроме того, общество экспортировало плодоовощную продукцию, таможенная стоимость которой также корректировалась. Ценовая информация на данную продукцию, которая использовалась в качестве основы для определения таможенной стоимости при корректировке, в деле отсутствует.
Таким образом, в нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенный орган не обосновал правомерность корректировки таможенной стоимости вывезенных обществом товаров ни по праву, ни по размеру.
Полно и всесторонне исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд первой инстанции правомерно указал на незаконность отказа таможни в возврате заявителю излишне уплаченных таможенных платежей, и у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.05 по делу N А56-27857/2004 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.04 по тому же делу.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ловаланга-2000" из федерального бюджета 19 400 руб. государственной пошлины.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2005 г. N А56-27857/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника