Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 мая 2005 г. N А26-11264/04-211
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Кирейковой Г.Г., Ломакина С.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия Крылова А.А. (доверенность от 12.04.2005 N 05/4974),
рассмотрев 18.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.01.2005 по делу N А26-11264/04-211 (судья Подкопаев А.В.),
установил:
Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Племенное хозяйство "Ильинское" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Республике Карелия (правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия; далее - инспекция) от 27.09.2004 N 707 о привлечении предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и пеней, а также взыскания штрафных санкций за неуплату этого налога.
Решением суда от 19.01.2005 заявление предприятия удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение - об отказе заявителю в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, представленные предприятием для проверки счета-фактуры оформлены с нарушением требований пунктов 2 и 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в жалобе. Представители предприятия, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела, не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения предприятием законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.03.2004.
По итогам выездной налоговой проверки инспекция составила акт от 30.08.2004 N 406, в котором указала, в том числе, на нарушение заявителем норм налогового законодательства, выразившееся в неполной уплате НДС в результате применения налоговых вычетов по счетам-фактурам, составленным с нарушением требований статьи 169 НК РФ. Рассмотрев материалы проверки и представленные заявителем возражений, инспекция вынесла решение от 27.09.2004 N 707 о привлечении предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 136 149 руб. штрафа за неполную уплату НДС, а также доначислила 2 662 869 руб. НДС и пени по этому налогу.
Основанием для вынесения решения послужил вывод инспекции о том, что счета-фактуры, представленные предприятием, в обоснование налоговых вычетов, оформлены с нарушением требований пунктов 2 и 5 статьи 169 НК РФ.
Предприятие не согласилось с решением инспекции в этой части и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции указал на то, что налогоплательщик представил исправленные счета-фактуры в судебное заседание. Предъявленные к вычету суммы НДС предприятием фактически уплачены и поступили в бюджет, что не оспаривается налоговым органом.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ предусмотренные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Поскольку возмещение налогоплательщику уплаченного им продавцу НДС в силу пункта 2 статьи 173 НК РФ производится в размере положительной разницы между суммой положительных вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, налоговый орган имеет право отказать в возмещении сумм налоговых вычетов, не подтвержденных надлежащими документами.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. В соответствии с пунктом 2 названной статьи счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой же статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. При этом пункте 5 статьи 169 НК РФ содержится перечень обязательных для счета-фактуры реквизитов, которые должны быть указаны в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг).
Вместе с тем положения пункта 2 статьи 169 НК РФ не исключают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение НДС при условии устранения нарушений, допущенных поставщиками при составлении и выставлении счетов-фактур на приобретенные покупателем товары (работы, услуги). Иные положения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации также не содержат запрета на внесение изменений в неправильно оформленные счета-фактуры или замену таких счетов-фактур на документы, оформленные в соответствии с действующими нормами.
Кроме того, согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налоговому органу в сроки, определенные пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, предприятие в ходе судебного разбирательства представило исправленные продавцами счета-фактуры с теми же номерами и реквизитами. Исправления в оплаченных налогоплательщиком счетах-фактурах произведены в соответствии с требованиями пункта 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, и на основании пункта 8 статьи 169 НК РФ. Таким образом, представленные заявителем в суд первичные документы, достоверность которых налоговый орган не опровергает, в соответствии со статьей 172 НК РФ являются основанием для применения налогоплательщиком налоговых вычетов.
Кроме того, налоговый орган не доказал недобросовестность налогоплательщика при предъявлении вычетов по НДС.
В данном случае представление налогоплательщиком в судебное заседание надлежащим образом оформленных счетов-фактур обоснованно оценено судом первой инстанции как доказательство добросовестности налогоплательщика.
Как следует из актов Конституционного Суда Российской Федерации, предметом которых являлось рассмотрение вопросов добросовестности налогоплательщика, при отсутствии доказательств со стороны налогового органа, подтверждающих недобросовестность налогоплательщика, налогоплательщик считается добросовестно исполняющим свои обязанности и реализующим свои права в сфере налоговых отношений.
Приведенная конституционно-правовая позиция подтверждает правомерность вывода суда, признавшего в данном случае заявленные предприятием вычеты по НДС соответствующими положениям налогового законодательства.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд правомерно на основании данных документов налогоплательщика оценил законность и обоснованность обжалованного предприятием решения налогового органа.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что жалоба инспекции не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.01.2005 по делу N А26-11264/04-211 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой N 5 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2005 г. N А26-11264/04-211
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника