Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 мая 2005 г. N А26-12621/04-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Ветошкиной О.В., Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 18.05.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.05 по делу N А26-12621/04-21 (судьи Шестакова М.А., Протас Н.И., Зайцева Е.К.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экотрейд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (далее - Росфиннадзор) от 25.11.04 N 40/86-04/2ПФС о назначении обществу административного наказания на основании части 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 28.12.04 обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.02.05 решение суда отменено, оспариваемое постановление Росфиннадзора признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Росфиннадзор просит отменить постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что общество в соответствии с контрактом от 30.06.03 N 3, заключенным с компанией "Florinest" (Эстония), перечислило платежными поручениями от 03.07.03 N 1, от 22.07.03 N 2, от 22.08.03 N 3, от 06.10.03 N 4 и от 23.10.03 N 5 партнеру 450 000 евро в качестве предоплаты за поставку товара - оборудования для производства сокового концентрата и пюре. Часть оборудования стоимостью 449 692 евро ввезена 02.12.03 на таможенную территорию Российской Федерации и выпущена для внутреннего потребления. Другая часть оборудования стоимостью 308 евро помещена под таможенный режим таможенного склада, а впоследствии вывезена с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме реэкспорта. Денежные средства в сумме 308 евро возвращены обществу 30.01.04.
Несвоевременный возврат 308 евро послужил основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ. Постановлением Росфиннадзора от 25.11.04 N 40/86-04/2ПФС на заявителя наложен административный штраф в размере трех четвертых суммы невозвращенных денежных средств, что составило 8 597 руб. 82 коп.
Как указано в пункте 2 Указа Президента Российской Федерации от 21.11.95 N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации", импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевоз из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввести товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 01.10.04) невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств влечет наложение на юридических лиц административного штрафа от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции. Часть 5 в приведенной редакции статьи 15.25 отсутствует.
Федеральным законом от 20.08.04 N 118-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, согласно которым статья 15.25 КоАП РФ изложена в новой редакции. Ответственность за невыполнение в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных за не ввезенные товары, установлена в пределах от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.
В нарушение требований части 1 статьи 1.7 КоАП РФ Росфиннадзор привлек общество к административной ответственности на основании закона, не действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Приведенной нормой предусмотрено единственное основание для придания закону обратной силы: улучшение положения правонарушителя.
Федеральным законом от 20.08.04 N 118-ФЗ нижний предел санкции за вменяемое обществу в вину административное правонарушение увеличен с одной десятой до трех четвертых суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию. Следовательно, заявитель привлечен к административной ответственности на основании закона, вступившего в силу после совершения административного правонарушения и отягчающего административную ответственность за его совершение.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что товар ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в пределах 90-дневного срока после предоплаты и помещен под таможенный режим таможенного склада.
Частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ (в старой редакции) и частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ (в новой редакции) установлена административная ответственность за невозврат в установленный срок денежных средств, уплаченных за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, тогда как в данном случае оборудование было ввезено.
Таким образом, событие вменяемого обществу в вину административного правонарушения отсутствует, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.05 по делу N А26-12621/04-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2005 г. N А26-12621/04-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника