Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 мая 2005 г. N А13-11126/04-27
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Малышевой Н.Н. и Хохлова Д.В.,
рассмотрев 24.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 21.12.2004 (судья Кудин А.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 18.02.2005 (судьи Богатырева В.А., Хвостов Е.А., Тарасова О.А.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-11126/04-27,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Племзавод Майский" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (после уточнения заявленных требований) о признании недействительным решения государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда) от 25.06.04 N 139 в части предложения уплатить 96 505 руб. недоимки по страховым взносам, 16 634 руб. пеней, а также привлечения Кооператива к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде взыскания 18 528 руб. штрафа.
Решением суда от 21.12.2004 требования кооператива удовлетворены частично. Решение отделения Фонда от 25.06.2004 N 139 признано недействительным, не соответствующим Федеральному закону от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и Федеральному закону от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в части предложения уплатить 95 144 руб. недоимки по страховым взносам и 16 946 руб. 53 коп. пеней, а также о привлечении Кооператива к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде взыскания 18 255 руб. 80 коп. штрафа. В удовлетворении остальной части требований Кооперативу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.02.2005 решение суда от 21.12.2004 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе отделение Фонда, ссылаясь на неправильное применение судом первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит изменить решение и постановление о признании недействительным его решения в участи непринятия к зачету 3 864 руб. расходов Кооператива по оплате пособий по временной нетрудоспособности и в этой части требования Кооператива отклонить.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив законность решения и постановления в обжалуемой части, суд кассационной инстанции не находит правовых основании для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, отделением Фонда проведена выездная проверка правильности начисления и уплаты Кооперативом страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.02 по 31.03.04. В ходе проверки установлена неполная уплата Кооперативом страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что повлекло неуплату страховых взносов в полном объеме в установленные сроки.
По результатам проверки отделением Фонда принято решение от 25.06.04 N 139, в соответствии с которым Кооператив должен уплатить недоимку по страховым взносам, образовавшуюся в результате занижения базы, облагаемой страховыми взносами, а также вследствие непринятия отделением Фонда части расходов к зачету в счет страховых взносов, и сумму пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты страховых платежей. Кроме того, Кооператив привлечен к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде взыскания 18 528 руб. штрафа.
Кооператив обжаловал (частично) решение отделения Фонда в арбитражном суде. Суд удовлетворил заявление Кооператива частично.
В кассационной жалобе отделение Фонда оспаривает решение суда о признании недействительным его решения в части доначисления страховых взносов, пеней и наложения штрафа на недоимку, образовавшуюся вследствие непринятия отделением Фондом к зачету 3 864 руб. По мнению отделения Фонда, Кооператив в нарушение пунктов 69, 73 и 76 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 неправомерно начислял пособия по временной нетрудоспособности исходя из завышенного среднедневного пособия, определенного с учетом заработной платы за часы сверх нормальной продолжительности рабочего времени, установленного законодательством.
Кассационная инстанция считает принятое судом решение в оспариваемой отделением Фонда в кассационном порядке части законным и обоснованным.
Согласно статье 8 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) единовременные и ежемесячные пособия являются видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.
Временная нетрудоспособность и профессиональное заболевание согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ относятся к страховым случаям. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются: пособие по временной нетрудоспособности, пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием.
Как указано в статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом, при этом размеры пособии и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
Поскольку до настоящего времени такой закон не принят, в соответствии со статьей 423 ТК РФ подлежит применению Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 (далее - Положение).
Пособие по временной нетрудоспособности работающим гражданам предоставляется по системе обязательного социального страхования и выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как следует из пунктов 67 и 68 Положения, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам исчисляются из фактического заработка рабочего или служащего. В фактическом заработке, из которого исчисляются пособия, учитываются все виды заработной платы, на которые по действующим правилам начисляются взносы на социальное страхование, включая доплаты за совмещение профессий (должностей), в том числе за выполняемые в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены) обязанности временно отсутствующего работника, расширение зон обслуживания или увеличения объема работы, а также доплаты за руководство бригадой, производственной практикой, обучение учеников на производстве, за исключением выплат, указанных в пункте 69 Положения.
В соответствии с пунктом 69 Положения в сумму заработка, из которого исчисляются пособия, не включаются следующие виды заработка:
а) заработная плата за работу, произведенную в сверхурочное время, включая и доплату за эту работу;
б) оплата за работу по совместительству как на другом предприятии, так и по месту основной работы, кроме случаев, указанных в пунктах 79 и 84 настоящего Положения;
в) доплата за работу, не входящую в обязанности рабочего или служащего по основной работе;
г) заработная плата за дни простоя, за время очередного и дополнительных отпусков, за время военного учебного или поверочного сбора, выполнения государственных или общественных обязанностей;
е) выплаты единовременного характера, не обусловленные действующей системой оплаты труда (единовременные премии, компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие и другие).
Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию размер подлежащего выплате пособия по временной нетрудоспособности обусловлен размером среднедневного заработка. Исходя из среднедневного заработка и в зависимости от размера назначенного пособия в процентах к заработку (пункты 29-31, 44 настоящего Положения) исчисляется дневное пособие. Общая сумма пособия определяется путем умножения дневного пособия на число рабочих дней, пропущенных в данном месяце вследствие нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам).
При этом размер среднедневного заработка зависит от применяемой работодателем системы оплаты труда (сдельной или повременной). Методика исчисления среднедневного заработка, дневного пособия и общей суммы пособия при повременной системе оплаты труда установлена в пунктах 72 и 73 Положения, а при сдельной оплате труда - в пунктах 74 и 76 Положения.
Отделение Фонда утверждает, что Кооперативом при определении размера среднедневного заработка, на основании которого исчислены пособия по временной нетрудоспособности, нарушены требования пункта 73 и подпункта "а" пункта 69 Положения, так как фактически учтена заработная плата за работу, произведенную в сверхурочное время.
Между тем, в Кооперативе для всех работников, о размере пособий которых возник спор с отделением Фонда, установлена сдельно-премиальная система оплаты труда, что подтверждается представленными в материалы дела лицевыми счетами работников. Следовательно, при начислении пособий по временной нетрудоспособности Кооператив должен был руководствоваться пунктами 74 и 76 Положения, а не его пунктом 73, на нарушение которого ссылается отделение Фонда.
О нарушении Кооперативом требований пункта 74 Положения отделение Фонда не заявляет.
Материалами дела не подтверждается и вывод отделения Фонда о нарушении Кооперативом требований подпункта "а" пункта 69 Положения.
При сдельной оплате труда в разные периоды времени за разные работы возможна разная оплата, а потому для адекватного расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо определение среднего размера оплаты труда. Учитывая данное обстоятельство в пункте 74 Положения установлено, что рабочим и служащим, получающим сдельную оплату труда, пособие исчисляется из среднего заработка за 2 последних календарных месяца, предшествующих первому числу месяца, в котором наступила нетрудоспособность, с прибавлением к заработку каждого месяца среднемесячной суммы премий, исчисленной в соответствии с пунктами 70, 71 настоящего Положения.
Утверждая о неправомерном включении Кооперативом в расчет среднедневного заработка заработной платы за работу, произведенную в сверхурочное время, отделение Фонда ссылается на доказанность факта нарушения Кооперативом требований статьи 91 ТК РФ.
Согласно статье 91 ТК РФ общая продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации, то есть 40 часов в неделю.
Вместе с тем из содержания статьи 104 ТК РФ следует, что в организациях или при выполнении отдельных видов работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года. Суммированный учет - это специальный порядок распределения и учета рабочего времени. Введение суммированного учета позволяет корректировать продолжительность отработанного времени в рамках учетного периода (месяца, квартала или года), если оно отклоняется от установленной нормы, т.е. переработка в одни дни компенсируется недоработкой в другие. Суммированный учет рабочего времени ведется в соответствии с установленными правилами внутреннего трудового распорядка.
Следовательно, как правильно указано судами первой и апелляционной инстанций, в определенных случаях законодателем допускается возможность отступления от общего правила о нормальной продолжительности рабочего времени (не может превышать 40 часов в неделю) и применение специального, при котором продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Соблюдение этого специального порядка означает выполнение установленной законодателем нормы часов рабочего времени.
Учитывая особенности сельскохозяйственного производства и в целях соблюдения трудового законодательства, приказом от 27.12.2001 N 755 в Кооперативе введен суммированный учет рабочего времени работников с учетным периодом равным 1 году. На нарушение Кооперативом установленного порядка учета рабочего времени отделение Фонда не ссылается. Отсутствие графиков в рассматриваемом случае не является основанием для отказа в принятии к зачету расходов в оспариваемой сумме.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Поскольку материалами дела подтверждается вывод судов первой и апелляционной инстанции о недоказанности отделением Фонда факта неправомерного завышения Кооперативом сумм выплаченных пособий по временной нетрудоспособности на 3 864 руб., кассационная инстанция не усматривает правовых оснований для отмены принятых судами решения и постановления.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 21.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 18.02.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-11126/04-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 мая 2005 г. N А13-11126/04-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника