Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 мая 2005 г. N А44-11363/04-С15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Корпусовой О.А., Клириковой Т.В.,
рассмотрев 25.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.01.2005 по делу N А44-11363/04-С15 (судья Пестунов О.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Сельхозэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области; далее - налоговая инспекция) от 29.10.2004 N 721 в части отказа в возмещении из бюджета 8 142 руб. налога на добавленную стоимость и об обязании общества к уплате соответствующих пеней в сумме 3 690 руб.
Решением суда от 13.01.2005 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит принятый по делу судебный акт отменить и принять новое решение об отказе обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, обществу правомерно доначислен налог на добавленную стоимость, необоснованно не доплаченный налогоплательщиком за 2002 год, начислена соответствующая сумма пеней и общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 758 руб. Налоговый орган считает свое решение по названному эпизоду законным и обоснованным, поскольку заявителем неправомерно включен в сумму налоговых вычетов в 2002 году налог на добавленную стоимость по счетам-фактурам, оформленным с нарушением требований, установленных подпунктом 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ. Представленные в ходе проверки счета-фактуры не могут быть приняты, поскольку они должны быть выставлены в течении 5 дней с даты отгрузки товара, а не по истечении двух лет во время выездной налоговой проверки.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения в сентябре - октябре 2004 года выездной налоговой проверки соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2002 по 31.12.2003, налоговой инспекцией установлено, в том числе, неправомерное включение обществом в состав налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в декларациях, представленных в налоговый орган в 1 и 2 кварталах 2002 года, 8 142 руб. налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, оформленным поставщиками - СПК "Лазница" и ГУ "Боровичисельхозлес" - с нарушением требований, установленных подпунктом 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ, что повлекло недоплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость за соответствующие налоговые периоды. В названных счетах-фактурах отсутствуют такие реквизиты, как идентификационный номер налогоплательщика-покупателя.
Выявленные нарушения отражены в акте от 07.10.2004 N 90.
С учетом представленных налогоплательщиком разногласий и на основании акта выездной проверки налоговая инспекция приняла решение от 29.10.2004 N 721, в том числе, о доначислении 8 142 руб. налога на добавленную стоимость, начислении 3 690 руб. пеней и о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 758 руб.
Признавая данное решение налогового органа недействительным, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 кодекса, на установленные налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 2 статьи 173 Кодекса установлено, что, если сумма налоговых вычетов в каком-либо периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, сумма указанного налога, подлежащая уплате в бюджет, по итогам этого налогового периода принимается равной нулю. Положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 Кодекса.
Согласно пунктам 1-3 статьи 176 НК РФ, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит зачету (возврату) налогоплательщику. Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пеней, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. Налоговые органы проводят зачет самостоятельно и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику. По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами Федерального казначейства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В пункте 5 статьи 169 НК РФ приведен перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть отражены в счете-фактуре. Согласно подпункту 2 названной нормы к таким сведениям относится, в том числе, идентификационный номер покупателя.
В данном случае в первоначально представленных заявителем счетах-фактурах отсутствовали названные реквизиты, что зафиксировано в акте проверки.
Как установил суд первой инстанции, общество в порядке статьи 100 НК РФ до принятия налоговой инспекцией решения устранило допущенные нарушения, представив счета-фактуры, которые фактически являются дубликатами первоначально поданных счетов-фактур, и в них отражены все сведения, предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, что не оспаривается налоговым органом.
Данные обстоятельства неправомерно не учтены налоговым органом при вынесении оспариваемого решения.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод жалобы налоговой инспекции о несоблюдении обществом пятидневного срока внесения исправления в счета-фактуры.
Как указано в пункте 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), разработанных и утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке. Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты (в том числе за наличный расчет) и принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (пункт 8 Правил).
При этом в пункте 14 подчеркнуто, что счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок. В книге покупок не подлежат также регистрации счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки (пункт 29 Правил).
В то же время названными Правилами определен порядок внесения в счета-фактуры исправлений. Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления (пункт 29 Правил). Правила не устанавливают срок, в течение которого возможно внесение исправлений в счета-фактуры.
Спорные счета-фактуры, выставлены продавцами, которые и допустили ошибки при их оформлении, в соответствии с положениями статей 169, 171 и 172 НК РФ оплачены обществом, а также в налоговый орган и в материалы настоящего дела представлены надлежаще оформленные дубликаты в соответствии с положениями статьи 169 НК РФ.
Таким образом, у налоговой инспекции отсутствовали основания для доначисления заявителю 8 142 руб. налога, начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.01.2005 по делу N А44-11363/04-С15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2005 г. N А44-11363/04-С15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника