Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 мая 2005 г. N А05-22440/04-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Северное морское пароходство" начальника юридического управления Сахарова Е.А. (доверенность от 30.12.2004 N 18-05/05-25), начальника отдела Иванова А.В. (доверенность от 30.12.2004 N 18-05/05-33),
рассмотрев 18.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.01.2005 по делу N А05-22440/04-29 (судья Никитин С.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северное морское пароходство" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску, являющейся правопредшественником Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску, (далее - инспекция) от 20.07.2004 N 17-23/16021 и от 05.08.2004 N 17-23/17601 об отказе заявителю в возмещении из бюджета 11 852 руб. и 1 764 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за январь и март 2002 года соответственно.
Решением от 21.01.2005 суд удовлетворил заявленные обществом требования, отклонив доводы налогового органа о нарушении заявителем требований пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, в силу пункта 9 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы при исчислении НДС по налоговой ставке 0%, при представлении пакета документов, подтверждающих применение этой налоговой ставки, по истечении 180 дней, следует считать период, когда собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Инспекция считает, что обществу следовало представить декларации по ставке НДС 0% за март и апрель 2004 года, поскольку полный пакет документов, подтверждающих применение этой ставки, представлен им 20.04.2004 и 05.05.2004 соответственно.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, а принятый по делу судебный акт - без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы инспекции.
Инспекция в установленном порядке извещена о месте и времени слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 20.04.2004 представило в инспекцию уточненную декларацию по НДС по налоговой ставке 0 % за январь 2002 года, в которой заявило к возмещению 11 852 руб. НДС, начисленного с фрахта по рейсу N 201076 теплохода "Влас Ничков", и пакет документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ, подтверждающий право на применение указанной налоговой ставки. При этом согласно представленным документам датой помещения товаров по соответствующий таможенный режим и их вывоза является июль 2001 года.
Общество 05.05.2004 представило в инспекцию уточненную декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за март 2002 года, в которой заявило к возмещению из бюджета 1 764 руб. НДС, начисленного с фрахта по рейсу N 201112 теплохода "Механик Тюленев", и пакет документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ, подтверждающий право на применение указанной налоговой ставки. При этом согласно представленным документам датой помещения товаров по соответствующий таможенный режим и их вывоза является сентябрь 2001 года.
Инспекция провела камеральные налоговые проверки данных деклараций и документов, по результатам которых приняла решения от 20.07.2004 N 17-23/16021 и от 05.08.2004 N 17-23/17601 об отказе налогоплательщику в возмещении 11 852 руб. и 1 764 руб. НДС за январь и март 2002 года соответственно.
Основанием для принятия данных решений послужило то, что общество в нарушение пункта 9 статьи 167 НК РФ неправомерно определило налоговый период, за который заявило к возмещению НДС, поскольку при оказании услуг, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
По мнению инспекции, налогоплательщику следовало представить декларации по налоговой ставке 0% за март и апрель 2004 года, так как документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, собраны им и представлены в налоговый орган 20.04.2004 и 05.05.2004 соответственно.
Общество не согласилось с решениями налогового органа от 20.07.2004 N 17-23/16021 и от 05.08.2004 N 17-23/17601 и обжаловало их в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные обществом требования и признавая названные решения инспекции недействительными, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем соблюдены требования статьи 165 и пункта 9 статьи 167 НК РФ при представлении 20.04.2004 и 05.05.2004 в налоговый орган уточненных деклараций по ставке НДС 0% за январь и март 2002 года.
При этом суд указал на то, что в данном случае при рассмотрении вопроса о налогообложении оказанных обществом в 2001 году услуг по перевозке экспортируемых и импортируемых грузов следует руководствоваться нормами Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и отклонил доводы налогового органа о неправильном определении заявителем налогового периода, ссылаясь на положения пунктов 1-2, 4, 6 статьи 166, пункта 9 статьи 167 НК РФ и Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 (далее - Инструкция МНС РФ).
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы инспекции, заслушав пояснения представителей общества, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров. Положение этого подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и разгрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги).
Для реализации права на возмещение НДС по экспорту товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0% и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, которыми в силу названной нормы подтверждается обоснованность применения им ставки 0% и налоговых вычетов, что также соответствует положениям пункта 1 статьи 164 и пункта 3 статьи 172 НК РФ.
В пункте 9 статьи 165 НК РФ указано, что документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки НДС в размере 0% и налоговых вычетов при реализации товаров на экспорт, представляются налогоплательщиками в налоговые органы в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта.
Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта, налогоплательщик не представил документы, подтверждающие фактический экспорт товаров, указанные операции по поставке товаров подлежат обложению НДС по ставке 10% или 20%.
Суд первой инстанции установил, и налоговый орган не оспаривает, что в связи с отсутствием полного комплекта документов на 181-й день, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта, общество отразило выручку от перевозки экспортного груза в декларациях по внутреннему рынку за август 2001 года и январь 2002 года, и уплатило в бюджет НДС по ставке 20%.
Пунктом 9 статьи 165 НК РФ предусмотрено, что если впоследствии налогоплательщик представит в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0%, ранее уплаченные суммы НДС подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые определены статьей 176 НК РФ.
В данном случае общество собрало полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, по истечении 180 дней, то есть 20.04.2004 и 05.05.2004 соответственно, после чего представило в инспекцию декларации по НДС по налоговой ставке 0% за январь и март 2002 года.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции при рассмотрении настоящего спора правомерно руководствовался положениями Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ, поскольку в силу статьи 16 этого Закона действие пункта 15 статьи 1 Закона, которым внесены изменения в пункт 9 статьи 167 НК РФ, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2002, в то время как в данном случае датой помещения товаров под соответствующий таможенный режим является июль и сентябрь 2001 года.
Согласно пункту 1 статьи 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
В силу пункта 6 статьи 166 Кодекса сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 данной статьи Кодекса.
Из приведенных положений статьи 166 НК РФ следует, что налоговая база по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%, должна учитываться в том налоговом периоде, к которому относится дата реализации соответствующих операций. При этом в отношении операций, облагаемых по налоговой ставке 0%, названная статья Кодекса устанавливает единственную особенность - необходимость ведения раздельного учета по каждой отдельной операции.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 29.12.2001 N 166-ФЗ" следует читать "от 29.12.2000 N 166-ФЗ"
В соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2001 N 166-ФЗ) при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, дата реализации экспортируемых товаров определяется как наиболее ранняя из следующих дат:
1) последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;
2) 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.
Следовательно, в случае если налогоплательщик представил в налоговые органы документы в течение 180 дней, то дата реализации по названным операциям будет соответствовать последнему дню месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Вместе с тем, в случае если налогоплательщик представил в налоговые органы документы по истечении 180 дней, то датой реализации по указанным операциям будет являться 181 день с момента помещения товаров под соответствующий таможенный режим.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в данном случае датой реализации по спорным операциям являются январь и март 2002 года, в связи с чем общество правомерно отнесло в налоговом учете эти операции к налоговым периодам за январь и март 2002 года и представило в инспекцию декларации по НДС по налоговой ставке 0% за январь и март 2002 года.
Поскольку факт представления обществом полного пакета документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ и подтверждающих правомерность применения им налоговой ставки 0%, инспекция не оспаривает, то следует признать, что у налогового органа отсутствовали основания для принятия оспариваемых решений, в связи с чем суд первой инстанции законно и обоснованно признал их недействительными.
В связи с тем, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.01.2005 по делу N А05-22440/04-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2005 г. N А05-22440/04-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника