Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 мая 2005 г. N А05-26900/04-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Ветошкиной О.В., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 26.05.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.01.05 (судья Сметанин К.А.) по делу N А05-26900/04-13,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Архангельский опытный водорослевый комбинат" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску, правопреемником которой после реорганизации стала Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция, инспекция) от 31.10.04 N 14-23/25904 в части взыскания 46 638 руб. налога на добавленную стоимость за февраль 2004 года.
Решением суда от 31.01.05 заявление предприятия удовлетворено полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция ссылается на нарушение судом норм материального права и просит отменить судебный акт. По мнению подателя жалобы, инспекция правомерно не приняла 46 638 руб. налоговых вычетов по счетам-фактурам Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации, поскольку эти счета-фактуры подписаны неуполномоченным лицом по доверенности, выданной председателем ликвидационной комиссии Федерального долгового центра при Правительстве РФ. Инспекция считает, что ликвидационная комиссия создается для выявления дебиторской и кредиторской задолженностей и ликвидации юридического лица, а не для совершения от его имени новых сделок. Кроме того, предприятие не подтвердило факт оплаты указанных счетов-фактур, поскольку оплата произведена за наличный расчет без применения контрольно-кассовых машин.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной предприятием 17.06.04 уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за февраль 2004 года, результаты которой отразила в акте от 14.09.04.
В ходе камеральной проверки инспекция не приняла налоговые вычеты в сумме 46 638 руб. уплаченного налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам от 31.10.03 N 10, от 30.11.03 N 11, 31.12.03 N 12, от 30.01.04 N 11, от 28.02.04 N 12 Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации (далее - долговой центр), поскольку указанные счета-фактуры подписаны неуполномоченным лицом, а именно Чистяковым В.Ю. по доверенности, выданной председателем ликвидационной комиссии долгового центра, что является нарушением требований пункта 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Инспекция считает, что у ликвидационной комиссии отсутствует право на совершение новых сделок от имени ликвидируемого юридического лица. Кроме того, инспекция считает, что предприятие не подтвердило фактическую уплату налога, так как оплата по счетам-фактурам произведена без применения контрольно-кассовой техники.
На этих основаниях инспекция приняла решение от 31.10.04 N 14-23/25904 о взыскании с заявителя 46 638 руб. налога на добавленную стоимость.
Предприятие не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование предприятия о признании недействительным оспариваемого решения инспекции, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, соответствующих требованиям статьи 169 НК РФ, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно пункту 6 статьи 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
В данном случае налоговыми органами выявлено, что счета-фактуры от 31.10.03 N 10, от 30.11.03 N 11, 31.12.03 N 12, от 30.01.04 N 11, от 28.02.04 N 12 подписаны от имени руководителя долгового центра главным бухгалтером Чистяковым В.Ю. по доверенности, выданной председателем ликвидационной комиссии долгового центра.
В силу пункта 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия (без ограничений) по управлению делами юридического лица.
Правоспособность юридического лица прекращается в момент завершения его ликвидации после внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 3 статьи 49 и пункт 8 статьи 63 ГК РФ).
Из приведенных норм права следует, что на протяжении всего хода ликвидации юридическое лицо продолжает существовать в качестве субъекта гражданских правоотношений, которым управляет ликвидационная комиссия во главе с ее председателем, исполняющим функции руководителя юридического лица в период ликвидации.
В данном случае материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом, что на момент подписания спорных счетов-фактур запись о прекращении деятельности долгового центра в единый государственный реестр юридических лиц не внесена, следовательно, долговой центр в указанный период был вправе заключать сделки и производить расчеты, являлся плательщиком налогов с доходов и выручки, полученных при осуществлении текущей деятельности.
Поскольку вышеназванные счета-фактуры подписаны лицом, полномочия которого подтверждены доверенностью руководителя действующего юридического лица, у налоговой инспекции не имелось оснований для непринятия к вычету и доначисления 46 638 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного предприятием по указанным счетам-фактурам.
Довод налогового органа о неподтверждении фактической оплаты вышеназванных счетов-фактур чеками контрольно-кассовых машин (далее - ККМ) отклоняется кассационной инстанцией, поскольку статья 172 НК РФ не содержит конкретного перечня документов, которыми должна подтверждаться для целей применения налоговых вычетов фактическая оплата налога поставщикам. В данном случае, расчеты между предприятием и долговым центром за выполненные работы осуществлялись путем наличных расчетов и подтверждаются расходными кассовыми ордерами (листы дела 20-25).
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.01.05 по делу N А05-26900/04-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2005 г. N А05-26900/04-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника