Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 мая 2005 г. N А26-13097/04-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Асмыковича А.В., Морозовой Н.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Хонка-Сари" Еремеева Ю.С. (доверенность от 28.01.2005 б/н), директора Шемелина А.M.,
рассмотрев 23.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.02.2005 по делу N А26-13097/04-29 (судья Курчатова В.М.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Республике Карелия (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Карелия; далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд республики Карелия с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Хонка-Сари" (далее - Общество, ООО "Хонка-Сари") 214 000 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за непредставление в налоговый орган 4 280 документов в установленный срок.
Решением от 04.02.2005 суд удовлетворил заявленные налоговым органом требования частично и взыскал с Общества 1 450 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части требования отказано со ссылкой на нарушение налоговым органом срока давности взыскания налоговых санкций, предусмотренного пунктом 1 статьи 115 НК РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 04.02.2005 в части отказа во взыскании 212 550 руб. штрафных санкций, ссылаясь на необоснованность вывода суда о нарушении ею установленного статьей 115 НК РФ срока давности взыскания налоговых санкций. По мнению подателя жалобы, датой обнаружения налогового правонарушения в данном случае следует считать дату составления акта.
Инспекция о времени и месте слушания жалобы извещена, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Инспекцией 19.05.2004 принято решение N 47 о проведении выездной налоговой проверки полноты и своевременности расчетов с бюджетом ООО "Хонка-Сари" по налогам на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество, на рекламу, с продаж, на пользователей автомобильных дорог, земельному налогу, транспортному налогу, сбору на благоустройство территорий, на содержание милиции, соблюдения валютного законодательства и порядка работы с денежной наличностью за период с 01.01.2001 по 31.03.2004.
Инспекция в соответствии со статьей 93 НК РФ направила Обществу три требования - от 19.05.2004, от 04.06.2004 и от 17.06.2004 о представлении в срок соответственно до 25.05.2004, до 09.06.2004 и до 22.06.2004 необходимых для проведения проверки документов согласно перечню.
Требования Инспекции от 04.06.2004 и от 17.06.2004 исполнены Обществом в указанный срок. Документы по требованию от 19.05.2004 ООО "Хонка-Сари", врученному руководителю Общества 19.05.2004, представлялись частями и позднее указанного в нем срока: 521 документ - 31.05.2004, 2 582 документа - 01.06.2004, 900 документов - 09.06.2004, 248 документов - 17.06.2004 и 29 документов - 21.06.2004.
Проверив полученные документы, Инспекция установила факт несвоевременного предоставления 4 280 документов по требованию от 19.05.2004, о чем составила акт от 22.06.2004 N 322 и приняла решение от 20.07.2004 N 525 о привлечении ООО "Хонка-Сари" к налоговой ответственности в виде взыскания 214 000 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Требование от 20.07.2004 N 2172 об уплате штрафных санкций Общество в добровольном порядке в срок до 30.07.2004 не исполнило, в связи с чем Инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Статьей 93 НК РФ установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
В пункте 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что исчисление указанного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает составление акта (пункт 1 статьи 100 и пункт 1 статьи 101.1).
Учитывая, что кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Непредставление Обществом в налоговый орган документов (в том числе и для проведения выездной налоговой проверки) образует самостоятельный состав налогового правонарушения, которое признается совершенным на следующий день после истечения срока для представления документов. Этот день также следует считать и днем обнаружения правонарушения.
Указанный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении иска о взыскании налоговой санкции.
Как следует из материалов дела, согласно требованию от 19.05.2004 документы должны быть представлены Обществом в Инспекцию не позднее 25.05.2004.
Следовательно, днем обнаружения налоговым органом совершенного Обществом налогового правонарушения является 26.05.2004 и заявление о взыскании суммы налоговой санкции могло быть подано в суд не позднее 26.11.2004.
Фактически налоговый орган обратился с заявлением в суд 22.12.2004, что подтверждается материалами дела (почтовый конверт, лист дела 33).
Таким образом, срок давности взыскания налоговой санкции, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ, налоговым органом пропущен, в связи с чем решение суда в части отказа во взыскании 212 550 руб. следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.02.2005 по делу N А26-13097/04-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2005 г. N А26-13097/04-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника