Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 мая 2005 г. N А56-38190/03
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июля 2004 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Кузнецовой Н.Г., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Карчавы Н.К. (доверенность от 11.01.05 N 03-09/Д3), от открытого акционерного общества "Ленэнерго" Луйк Е.Г. (доверенность от 01.01.05 N 49-05), рассмотрев 24.05.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.04 (судья Никитушева М.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.05 (судьи Старовойтова О.Р., Шульга Л.А., Борисова Г.В.) по делу N А56-38190/03,
установил:
Открытое акционерное общество "Ленэнерго" (далее - ОАО "Ленэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения предмета спора) об обязании Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция) выплатить ОАО "Ленэнерго" 1 995 108 руб. 76 коп. процентов в порядке пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 27.01.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.04.04, суд удовлетворил требования ОАО "Ленэнерго".
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.07.04 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела Общество уточнило заявленные требования и просит суд признать незаконным решение Инспекции, выраженное письмом от 22.09.03 N 03-136486.
Решением от 17.11.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.03.05, решение налогового органа от 22.09.03 N 03-1316486 признано незаконным как не соответствующее статье 79 НК РФ.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их несостоятельность, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что инкассовым поручением от 06.03.2000 N 85 со счета Общества списаны денежные средства в сумме 1 860 609 руб. в виде платы за пользование водными объектами и 771 175 руб. 23 коп. пеней.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.02 по делу N А56-29440/02, оставленным без изменения постановлениями от 21.01.03 апелляционной и от 05.05.03 кассационной инстанций, суд обязал Инспекцию возвратить обществу излишне взысканную плату за пользование водными объектами в сумме 1 860 609 руб. и 771 175 руб. 23 коп. пеней.
Во исполнение решения суда платежным поручением от 28.03.03 N 95 Инспекция возвратила указанные суммы на расчетный счет Общества.
Общество 20.08.03 обратилось в Инспекцию с заявлением N 86-24/359 об уплате процентов начисленных на суммы излишне взысканных платы за пользование водными объектами и пеней в соответствии с положениями пункта 9 статьи 78 НК РФ.
Инспекция отказала заявителю в уплате процентов письмом от 22.09.03 N 03-1316486, за подписанным руководителем Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу. При этом в письме указано на несостоятельность требований общества о выплате процентов в связи с отсутствием такого указания в решении суда от 29.10.02 по делу N А56-29440/02.
Отказ налогового органа послужил основанием для обращения ОАО "Ленэнерго" в арбитражный суд.
Согласно статье 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
Пунктом 4 статьи 79 НК РФ установлено, что сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Таким образом, в силу указания на то в Налоговом кодексе Российской Федерации излишне взысканная сумма налога при отсутствии недоимок по налогам и пеням подлежит возврату налогоплательщику с процентами, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Факт неосновательного взыскания Инспекцией 1 860 609 руб. платы за пользование водными объектами и 771 175 руб. 23 коп. пеней установлен вступившим в законную силу решением суда по делу N А56-29440/02 и в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не подлежит доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела, а, следовательно в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 79 НК РФ возврат излишне взысканного налога должен быть произведен налоговым органом с начисленными на эту сумму процентами.
Проценты, начисленные на сумму излишне взысканного налога, подлежат возврату налоговым органом в силу прямого указания на то в названных нормах, а не в решении суда. Поэтому доводы налогового органа, изложенные в оспариваемом обществом письме, являются несостоятельными, а отказ в выплате процентов - неправомерным.
Несостоятельна ссылка налогового органа и на нарушение судом норм процессуального права - принятие к рассмотрению требований, заявленных за пределами трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ указанное в части 1 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд апелляционной инстанции удовлетворил ходатайство Общества о восстановлении пропущенного трехмесячного срока для обращения в арбитражный суд, признав причину пропуска срока уважительной с учетом того что, на момент обращения с иском по настоящему делу - 24.10.03 заявителем не нарушен срок на обжалование письма налогового органа от 22.09.03 N 03-1316486. У кассационной инстанции нет оснований для переоценки доводов суда.
Ссылка налогового органа на нарушение судами положений пункта 3 статьи 176 НК РФ признана кассационной инстанцией несостоятельной, поскольку указанной нормой регламентируется особый порядок возмещения конкретного налога - налога на добавленную стоимость, уплаченного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, а не взысканного налоговым органом неосновательно, как по настоящему делу.
Таким образом, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.04 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.05 по делу N А56-38190/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2005 г. N А56-38190/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника