Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 мая 2005 г. N А56-38585/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Кирейковой Г.Г., Ломакина С.А., при участии от общества с ограниченной ответственность "Тхоместо Терминал" Подгайской Л.Б. (доверенность от 01.12.2004 N 4), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу Полунина А.А. (доверенность от 03.02.2005),
рассмотрев 18.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2004 (судья Саргин А.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2005 (судьи Петренко Т.И., Протас Н.И., Шестакова М.А.) по делу N А56-38585/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тхоместо Терминал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу (правопреемник - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция) от 19.08.2004 N 11/16372 и об обязании налогового органа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем принятия решения о возврате из бюджета на его расчетный счет 10 055 926 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за апрель 2004 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2004, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2005, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить вышеуказанные судебные акты в связи с нарушением судами норм материального права. Податель жалобы считает, что Общество не подтвердило в порядке, предусмотренном статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, правомерность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, поскольку в представленных вместе с выписками банка свифт-сообщениях нет ссылок на соответствующие контракты или инвойсы; на копиях коносаментов отсутствуют отметки таможенного органа о фактическом вывозе товара за пределы Российской Федерации. Налоговый орган также указывает на то, что представленные копии грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД) со штампом пограничного таможенного органа "Товар вывезен" не заверены подписью должностного лица таможенного органа, а даты штампов таможенных органов "Товар вывезен" не соответствуют датам штампа "Выпуск разрешен". Кроме того, Инспекция полагает, что поскольку продажа товара по контракту производится на условиях FAS -Санкт-Петербург (Инкотермс-2000), иностранный покупатель становится собственником товара на территории Российской Федерации, - то факт экспорта отсутствует.
В отзыве на жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные соответственно в жалобе и в отзыве на нее.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляло экспорт древесины в соответствии с условиями контрактов, заключенных с фирмой АО "Тхоместо" (Финляндия).
Заявитель представил в Инспекцию декларацию по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2004 года, на основании которой заявил к вычету 10 055 926 руб. НДС. Кроме того, он также представил предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов.
По результатам проведения камеральной проверки Инспекцией вынесено решение от 19.08.2004 N 11/16372 об отказе Обществу в возмещении из бюджета НДС за апрель 2004 года. Основанием для отказа Обществу в возмещении НДС послужили следующие обстоятельства: отсутствие в свифт-сообщениях ссылок на соответствующие контракты или инвойсы и на коносаментах - отметок таможенного органа о фактическом вывозе товара, несоответствие дат на штампах таможенных органов "Товар вывезен" и "Выпуск разрешен", проставленных на ГТД. Кроме того, налоговый орган посчитал, что по условиям поставки FAS - Санкт-Петербург (Инкотермс-2000) налогоплательщик утратил право собственности на товар в момент его передачи иностранному лицу на территории Российской Федерации и потому факт экспорта отсутствует.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что суды, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации экспортных товаров (работ, услуг) определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ.
По пункту 2 статьи 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, организации-экспортеру для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) необходимо доказать факт экспорта, представив в налоговую инспекцию документы, перечисленные в статье 165 НК РФ, а также выполнить требования, установленные статьями 169, 171 - 173 и 176 НК РФ.
Суд кассационной инстанции считает несостоятельным довод Инспекции о том, что поскольку условиями поставки по экспортным контрактам предусмотрена продажа пиломатериалов на условиях FAS, то иностранный покупатель стал собственником товара в момент его передачи на территории Российской Федерации, в связи с чем Общество в данном случае не является экспортером.
Положения пункта 1 статьи 165 НК РФ не связывают право налогоплательщика на применение ставки 0 процентов с условиями поставки товара по контракту с иностранным покупателем. Более того, поставка товара на условиях FAS ("Свободно вдоль борта судна") по Международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс" означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в согласованном пункте отгрузки. Исходя из определения понятия "экспорт", приведенного в Таможенном кодексе Российской Федерации, это условие поставки не меняет экспортного характера сделки.
При этом "Инкотермс" регулирует момент перехода рисков утраты и повреждения имущества, объем и момент исполнения сторонами договора своих обязательств по поставке товара, а не момент перехода права собственности на передаваемую вещь. Право применения налоговой ставки 0 процентов поставлено в зависимость от фактического осуществления экспорта товара и не связано с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика. Взаимоотношения продавца и покупателя регулируются гражданским, а не налоговым законодательством.
Кассационной инстанцией также отклоняется довод налогового органа об отсутствии на представленных Обществом свифт-сообщениях указаний на номера контрактов и инвойсов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ налогоплательщик обязан представить в налоговый орган выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке. В силу названной нормы представленной налогоплательщиком выпиской банка должен быть установлен факт поступления на его счет в российском банке выручки от иностранного лица - покупателя товара.
Заявителем представлены выписки банка, оформленные в соответствии с Положением о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденным приказом Центрального банка Российской Федерации от 05.12.2002 N 205-П, с приложением свифт-сообщений. В графе 70 указанных сообщений проставлены номера контракта и инвойса, по которым производилась поставка и оплата товара.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ налогоплательщик представляет в налоговый орган копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Этой нормой определены особенности представления налогоплательщиками таких документов. В частности, при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщики представляют в налоговые органы копии поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации и копии коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указан порт, находящийся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Законодательством не предусмотрено наличие в коносаментах иных отметок при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты. Судебными инстанциями установлено, что Общество представило в налоговый орган копии поручений на отгрузку и коносаменты, которые отвечают положениям подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Довод налогового органа о несоответствии представленных Обществом ГТД требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 165 НК РФ (несовпадение дат на штампах таможенных органов "Товар вывезен" и "Выпуск разрешен") кассационная инстанция также считает несостоятельным.
Судебными инстанциями установлено, что заявитель осуществлял оформление экспорта товаров с использованием временных таможенных деклараций. При этом несоответствие дат, проставленных таможенными органами на ГТД, обусловлено применением налогоплательщиком особого порядка декларирования товаров, установленного Таможенным кодексом Российской Федерации.
Согласно названному Кодексу (статья 138) при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены. Доводы кассационной жалобы Инспекции направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции. При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы Инспекции не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2004 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2005 по делу N А56-38585/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2005 г. N А56-38585/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника