Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 июня 2005 г. N А56-28622/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Колпинскому району Санкт-Петербурга Мещерякова А.В. (доверенность от 11.04.2005), от избирательной комиссии муниципального образования "пос. Петро-Славянка" Шишкина Л.Г. (удостоверение от 14.01.2004 N 1),
рассмотрев 01.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Колпинскому району Санкт-Петербурга на определение от 05.10.2004 (судья Глазков Е.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 10.02.2005 (судьи Цурбина С.И., Спецакова Т.Е., Градусов А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-28622/04,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Колпинскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с избирательной комиссии муниципального образования "пос. Петро-Славянка" (далее - комиссия) 5 000 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Определением от 05.10.2004 производство по делу прекращено на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с тем, что срок полномочий ответчика истек и деятельность комиссии прекращена с 14.04.2004.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.02.2005 года определение от 05.10.2004 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить определение первой и постановление апелляционной инстанций, указывая на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, комиссия до настоящего времени не исключена из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Налоговый орган, ссылаясь на пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, считает, что до внесения соответствующей записи в реестр о ликвидации комиссия является стороной в арбитражном процессе.
Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, кассационная инстанция установила следующее.
Основанием для подачи инспекцией заявления в суд явилось нарушение налогоплательщиком требований статьи 23 НК РФ, выразившееся в несообщении комиссией налоговому органу об открытии бюджетного счета в Колпинском отделении Сберегательного банка N 2008 Северо-Западного Сберегательного банка России.
Суд, прекращая производство по делу по пункту 5 части 1 статьи 150 АПК РФ, указал, что срок полномочий комиссии истек.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу, кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты недостаточно обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 АПК РФ суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной по делу, ликвидирована.
К таким субъектам гражданского права, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, городские, сельские, поселковые и другие муниципальные образования в силу статей 124 и 125 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются нормы, которые определяют участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Согласно Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) избирательная комиссия - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов (статья 2).
Статьей 24 Закона N 67-ФЗ установлено, что избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является избирательной комиссией муниципального образования, которая осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Положение избирательной комиссии муниципального образования в системе органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования (пункт 2 статьи 24). Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица (пункт 3 статьи 24). Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет четыре года. Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума (пункт 5 статьи 24). Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом местного самоуправления (пункт 7 статьи 24).
Статьей 31 Закона N 67-ФЗ предусмотрены случаи и порядок расформирования избирательной комиссии судом соответственно подсудности, установленной пунктом 2 статьи 75 данного закона.
В силу Закона Санкт-Петербурга от 19.12.2003 N 734-110 "О выборах депутатов муниципальных Советов в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 734-110) формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется соответствующим муниципальным советом; избирательная комиссия муниципального образования является юридическим лицом; срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет четыре года.
При таких обстоятельствах следует согласиться, что избирательная комиссия, созданная в указанном порядке, в силу закона приобретает статус юридического лица. Свои полномочия комиссия утрачивает также в порядке, указанном Законом N 734-110, то есть по истечении срока полномочий, ограниченных законодательно в рамках 4-х лет. Ликвидация данной комиссии производится не в порядке, установленном гражданским законодательством, а в предусмотренном данным законом особом порядке: судом общей юрисдикции по подсудности путем расформирования. Следовательно, как порядок создания, так и порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный нормами гражданского законодательства, не может быть применен в отношении стороны по настоящему делу - избирательной комиссии. Кроме того, законодательство о государственной регистрации юридических лиц не предусматривает государственную регистрацию органов власти, каковым является избирательная комиссия, выполняющая государственные функции по организации и проведению выборов власти.
При таких условиях у налогового органа отсутствуют правовые основания утверждать, что юридическим фактом, свидетельствующим о ликвидации комиссии, является внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации данного юридического лица.
Вместе с тем Закон N 734-110 предусматривает, что если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которой участвует данная избирательная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума (статья 14).
В соответствии с ЕГРЮЛ от 31.05.2004 комиссия была зарегистрирована 21.01.2000 Муниципальным советом муниципального образования города Колпино.
В деле имеется письмо Муниципального совета поселка Петро-Славянка о том, что срок полномочий комиссии истек, в связи с чем ее деятельность следует считать законченной с 14.04.2004 (л.д. 20). На основании данного письма суд первой инстанции прекратил производство по делу. Однако это письмо не может являться допустимым доказательством, свидетельствующим о прекращении полномочий комиссии как по факту, так и по сроку. Поэтому кассационная инстанция считает, что из имеющихся в материалах дела документов нельзя сделать однозначный вывод о прекращении полномочий избирательной комиссии.
Согласно дате регистрации комиссии, указанной в выписке из ЕГРЮЛ, и дате прекращения полномочий, указанной в письме Муниципального совета поселка Петро-Славянка, комиссия действовала более четырех лет. Однако в деле не имеется сведений о продлении срока полномочий комиссии. Кроме того, отсутствуют решение муниципального образования "пос. Петро-Славянка" о создании избирательной комиссии и решение Муниципального совета муниципального образования города Колпино о регистрации комиссии. Судом не исследовался вопрос о прекращении полномочий комиссии без правопреемства.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку судом не полностью установлены фактические обстоятельства дела и выводы, изложенные в судебных актах, не основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, запросить документы, свидетельствующие о создании, регистрации комиссии, о продлении и прекращении ее полномочий, дать им правовую оценку.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение от 05.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 10.02.2005 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-28622/04 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2005 г. N А56-28622/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника