Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 июня 2005 г. N А66-2965-04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Тарасюка И.М. и Чертилиной З.А.,
при участии от Агаповой Т.А. - Кикнадзе С.Р. (дов. от 12.03.2004), от ООО "Машугиногорское" Миронова Д.А. (дов. от 01.06.2005) и Курициной Е.А. (дов от 01.06.2005),
рассмотрев 06.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Агаповой Т.А. на решение Арбитражного суда Тверской области от 02.02.2005 по делу N А66-2965-04 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
Агапова Татьяна Анатольевна обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 6 по Тверской области (далее - Инспекция):
- о признании недействительной государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Машугиногорское" (далее - Общество) и его постановки на налоговый учет, произведенных Инспекцией;
- о ликвидации Общества как созданного с грубыми нарушениями закона, носящими неустранимый характер;
- о восстановлении положения, существовавшего до принятия решения о реорганизации коллективно-долевого сельскохозяйственного предприятия "Машугиногорское" (далее - Предприятие) на внеочередном общем собрании участников Предприятия от 10.12.2002;
- об обязании Инспекции как регистрирующего органа внести необходимые изменения в Единый государственный реестр (далее - Реестр).
Определением от 15.11.2004 в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Общество.
Решением от 02.02.2005 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Агапова Т.А. просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что материалами дела подтверждено соблюдение в полном объеме процедуры регистрации Общества, сделан с нарушением норм материального права, без полного и всестороннего исследования доказательств по делу.
Агапова Т.А. ссылается в жалобе на то, что суд не учел, что все решения внеочередного общего собрания участников Предприятия от 10.12.2002 признаны недействительными, в том числе и решение о реорганизации Предприятия.
В судебном заседании представитель Агаповой Т.А. поддержал жалобу, представители Общества возразили против ее удовлетворения.
Инспекция извещена о времени и месте рассмотрения дела, но представителя в судебное заседание не направила, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.12.2002 состоялось внеочередное общее собрание участников Предприятия, которым, в том числе было принято решение о преобразовании Предприятия в Общество и об утверждении устава Общества.
Как видно из учредительного договора Общества, оно создано путем реорганизации Предприятия во исполнение решения собрания участников Предприятия от 10.12.2002 (л.д. 33).
Общество зарегистрировано Инспекцией 23.01.2003, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 69 N 000414740.
О постановке Общества на налоговый учет выдано свидетельство серии 69 N 000414743 от 27.01.2003.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.09.2003 по делу N А66-2100-03 (далее - постановление от 30.09.2003) решения внеочередного общего собрания участников Предприятия от 10.12.2002 признаны недействительными.
Агапова Т.А., ссылаясь на постановление от 30.09.2003, письмом от 20.10.2003 предложила Инспекции произвести действия в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" N 129-ФЗ (далее - Закон), то есть обратиться в суд с требованием о ликвидации Общества, поскольку при его создании были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер.
Отказ Инспекции, изложенный в письме от 05.12.2003, послужил поводом для обращения Агаповой Т.А. в арбитражный суд.
При этом Агапова Т.А. в заявлении ссылалась как на постановление от 30.09.2003, так и на наличие у Инспекции оснований для отказа в государственной регистрации Общества - непредставление в регистрирующий орган передаточных актов, доказательств уведомления кредиторов Предприятия и документов, подтверждающих уступку каким-либо образом долей участниками Предприятия.
Право на предъявление требования, как правильно установлено судом первой инстанции, имеется у Агаповой Т.А. как участника Предприятия, что следует из учредительных документов Предприятия, где Агапова Т.А. значится под своей прежней фамилией - Овсянникова Т.А. (л.д.22). Допустимых доказательств утраты Агаповой Т.А. названных прав в материалах дела не имеется.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Агаповой Т.А. о признании недействительной регистрации Общества, исходил из того, что все предусмотренные статьей 14 Закона документы, необходимые для государственной регистрации, были представлены Обществом регистрирующему органу, в связи с чем у Инспекции отсутствовали основания для отказа в регистрации Общества по причинам, указанным заявителем.
Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии со статьей 14 Закона при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, в котором подтверждается, в том числе, что сведения, содержащиеся в учредительных документах созданных путем реорганизации юридических лиц и заявлении о государственной регистрации, достоверны;
- учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
- решение о реорганизации юридического лица;
- договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- передаточный акт или разделительный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины.
Непредставление указанных документов в регистрирующий орган влечет отказ в государственной регистрации в соответствии с пунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона.
Таким образом, основанием государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации, является, в том числе наличие решения о реорганизации юридического лица.
Возможность сохранения государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации, зависит от действительности решения о реорганизации юридического лица, на основании которого она была произведена.
Признание недействительными решений собрания Предприятия о его реорганизации постановлением от 30.09.2003 влечет отсутствие решения Предприятия о его преобразовании в Общество.
Коль скоро отсутствует решение собрания участников Предприятия о его реорганизации, то следует признать, что преобразование Предприятия в Общество не состоялось.
Поскольку запись о регистрации Общества внесена в Реестр на основании недействительного решения о создании Общества путем реорганизации Предприятия, она должна быть признана недействительной.
Заявленное требование о признании недействительной регистрации Общества по существу является требованием о признании недействительной записи о регистрации Общества.
При таких обстоятельствах у суда имелись все основания для удовлетворения требований Агаповой Т.А. о признании недействительной государственной регистрации Общества (соответствующей записи в Реестре), а также об обязании Инспекции внести соответствующие изменения в Реестр.
Неправильно применив нормы материального права, суд необоснованно отказал в удовлетворении названных требований, что влечет незаконность решения и его отмену в этой части с принятием нового решения об удовлетворении указанных требований.
В остальной части решение суда является законным.
Поскольку Агаповой Т.А. ни ГК РФ, ни Законом не предоставлено право на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица, решение суда в части отказа в удовлетворении требования заявителя о ликвидации Общества является правомерным.
Кроме того, признание недействительной записи о регистрации Общества, явившегося полным правопреемником Предприятия, влечет необходимость внесения в Реестр соответствующих изменений, исключающих возможность ликвидации Общества, решение о создании которого путем реорганизации Предприятия отсутствует.
Также правильно суд отказал в удовлетворении требования заявителя о восстановлении положения, существовавшего до принятия решения о реорганизации Предприятия на внеочередном общем собрании его участников от 10.12.2002 по основаниям, указанным в решении.
Требование о признании недействительной постановки Общества на налоговый учет удовлетворению не подлежало, как правильно установлено судом первой инстанции. При постановке Общества на налоговый учет Инспекция действовала не как регистрирующий, а как налоговый орган. До признания недействительной регистрации Общества оно как действующее юридическое лицо должно было состоять на налоговом учете, и у Инспекции не было оснований для того, чтобы не ставить Общество на налоговый учет.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 02.02.2005 по делу N А66-2965-04 в части отказа в удовлетворении требований о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Машугиногорское", о признании недействительной постановки общества с ограниченной ответственностью "Машугиногорское" на налоговый учет, о восстановлении положения, существовавшего до принятия решения о реорганизации коллективно-долевого сельскохозяйственного предприятия "Машугиногорское" на внеочередном общем собрании от 10.12.2002, оставить без изменения.
В остальной части решение отменить.
Признать недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Машугиногорское" от 23.01.2003 номер 1036912001081.
Обязать Межрайонную инспекцию Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 6 по Тверской области внести соответствующие изменения в единый государственный реестр юридических лиц.
Председательствующий |
И.И. Кириллова |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2005 г. N А66-2965-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника