Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 июня 2005 г. N А42-12936/04-27
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В.
рассмотрев 01.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.02.2005 по делу N А42-12936/04-27 (судья Галко Е.В.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная лотерея" (далее - общество) 1 827 000 руб. штрафа за непредставление сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и за грубое нарушение правил учета доходов - на основании пункта 1 статьи 120 НК РФ, начисленного по итогам выездной налоговой проверки.
Решением суда от 08.02.2005 в удовлетворении требования инспекции отказано.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и приказом Федеральной налоговой службы от 16.11.2004 N САЭ-3-15/66 суд произвел замену стороны по делу: Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области заменена на Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Мурманской области.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд сделал ошибочный вывод о том, что налоговый орган признает налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 228 НК РФ, самостоятельными налогоплательщиками. Инспекция указывает, что "организации, выплачивающие физическим лицам доходы в виде выигрышей в лотерею, не производят исчисление, удержание и перечисление налога при выплате дохода физическим лицам, но в обязательном порядке ведут учет доходов и представляют в налоговый орган сведения о суммах выплаченных физическим лицам доходов по форме, установленной министерством РФ по налогам и доходам" в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ. Поэтому инспекция считает правомерным привлечение общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ и пункта 1 статьи 120 НК РФ и просит взыскать с ответчика 1 827 000 руб. штрафных санкций.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления и удержания, полноты и своевременности перечисления обществом налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 30.03.2001 по 31.12.2002, а также представления сведений о доходах физических лиц за 2001-2002 годы. В ходе проверки установлено, что обществом не ведутся первичные документы бухгалтерского учета, содержащие информацию о выплатах физическим лицам денежных средств выигрышей по лотерейным билетам, а также у него отсутствуют первичные документы налогового контроля - налоговые карточки по учету доходов и налога с доходов физических лиц по форме N 1-НДФЛ, что является нарушением пункта 1 статьи 120 НК РФ. Кроме того, в нарушение пункта 2 статьи 230 НК РФ обществом не представлены в налоговый орган (со сроком не позднее 01.04.2003) сведения о доходах физических лиц - выигрышах по лотерейным билетам, в количестве 36 440 документов, что является нарушением пункта 1 статьи 126 НК РФ. Результаты проверки отражены в акте от 27.04.2004 N 08.3-12/347ДСП.
Решением инспекции от 20.05.2004 N 08.3-12/398 общество привлечено к ответственности в виде взыскания 5 000 руб. штрафа - на основании пункта 2 статьи 120 НК РФ и 1 822 000 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа недействительным.
Суд первой инстанции согласился с доводами общества и удовлетворил заявленные им требования.
Суд кассационной инстанции считает такой вывод суда правильным по следующим основаниям.
Согласно статье 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
В соответствии со статьей 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, и представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пункта 2 статьи 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с данной нормой закона производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 данного Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Из подпункта 5 пункта 1 статьи 228 НК РФ следует, что физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), самостоятельно производят исчисление и уплату налога, исходя из сумм таких выигрышей. Данные налогоплательщики в силу пункта 3 статьи 228 НК РФ обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и исчисленную на ее основе сумму налога обязаны уплатить в бюджет не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Исходя из содержания данных норм законодательства о налогах и сборах суд сделал правомерный вывод о том, что поскольку обязанности по уплате НДФЛ и по представлению декларации возложены на лицо, получившее выигрыш, то организация, выплатившая выигрыш физическому лицу, не является налоговым агентом, а следовательно, на него не может быть возложена обязанность по ведению карточек учета дохода, выплаченного этим физическим лицам, и представлению соответствующих документов налоговому органу.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у инспекции оснований для привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ и пункту 1 статьи 120 НК РФ.
Кроме того, в соответствии со статьей 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Налоговая карточка формы N 1-НДФЛ не относится ни к первичным документам, ни к регистрам бухгалтерского учета, в связи с чем привлечение общества к налоговой ответственности на основании статьи 120 НК РФ неправомерно.
Довод налогового органа о том, что в силу статьи 230 НК РФ общество обязано вести учет доходов и представлять в налоговый орган сведения о суммах выплаченных физическим лицам доходов по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, не принимается кассационной инстанцией.
Согласно статье 24 НК РФ налоговые агенты, каковыми являются лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Если на организацию Налоговым кодексом Российской Федерации не возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, то, следовательно, она не является налоговым агентом, в силу чего на нее не может быть возложена ни одна из приведенных в законе обязанностей налогового агента. Ни одна норма законодательства о налогах и сборах не предусматривает возложения части обязанностей налогового агента на организацию, которая в силу закона им не является. Из статьи 230 НК РФ, на которую ссылается налоговый орган, следует, что предусмотренная в ней обязанность относится только к налоговому агенту, каковым общество в отношении выплаченных физическим лицам сумм выигрышей не является.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.02.2005 по делу N А42-12936/04-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июня 2005 г. N А42-12936/04-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника