Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 мая 2005 г. N А42-5533/04-5
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Шевченко А.В., Дмитриева В.В., рассмотрев 24.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.10.2004 (судья Бубен В.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2005 (судьи Черемошкина В.В., Савицкая И.Г., Петренко Т.И.) по делу N А42-5533/04-5,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области, правопреемником которой в настоящее время является Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску, (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с общественного учреждения "Кольский региональный центр дополнительного образования и развития женщин" (далее - учреждение) 400 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение срока представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 2 и 3 кварталы 2003 года и расчетов по налогу на имущество за 1 полугодие и 9 месяцев 2003 года.
Решением от 22.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.02.2005, суд отказал инспекции в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность оспариваемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, учреждение 25.11.2003. представило в инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость за 1, 2, 3, 4 кварталы 2002 года и за 1, 2, 3 кварталы 2003 года по сроку представления таких деклараций 22.04.2002, 22.07.2002, 21.10.2002, 20.01.2003, 21.04.2003, 21.07.2003 и 20.10.2003 соответственно. Кроме того, налогоплательщиком были представлены декларация по налогу на имущество за 2002 год и расчеты по налогу на имущество за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2003 года по сроку представления 31.03.2003, 30.04.2003, 30.07.2003 и 31.10.2003 соответственно.
Сумма налогов, подлежащая уплате согласно представленных деклараций, составила 0 руб.
Письмами от 20.01.2004 N 90-26.2-13/2-18-4938 и N 60-26.2-18-13/2-4939 налоговый орган сообщил учреждению, о возбуждении в отношении него производства о налоговых правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена пунктами 1 и 2 статьи 119 НК РФ и предложила представить свои объяснения и возражения.
В установленный срок возражения представлены не были.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом было принято решение от 09.02.2004 N 144 о привлечении учреждения к ответственности в виде взыскания 400 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ.
При этом инспекция указала, что поскольку по несвоевременно представленным в течение более 180 дней по истечении установленного срока декларациям по налогу на добавленную стоимость за 1, 2, 3, 4 кварталы 2002 года и 1, 2 кварталы 2003 года, а также по расчетам по налогу на имущество предприятий за 2002 год и 1 квартал 2003 года сумма налога, подлежащая уплате составила 0 руб., учреждение не может быть привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ за несвоевременное непредставление указанных расчетов и деклараций.
Требование налогового органа от 12.02.2004 N 3541 об уплате налоговой санкции в срок до 19.02.2004 в добровольном порядке исполнено не было, поэтому инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что оспариваемые судебные акты подлежат частичной отмене.
Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в предусмотренный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета налоговой декларации является правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный и неполный месяц начиная со 181-го дня.
Понятие налоговой декларации дано в статье 80 НК РФ, согласно которой налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налогов и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налогов.
Согласно положениям статьи 52 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
Статьей 7 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" установлено, что сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет, то есть налоговым периодом по указанному налогу является календарный год.
Таким образом, представленные учреждением расчеты авансовых платежей по налогу на имущество за 1 полугодие и 9 месяцев 2003 года Законом декларациями не признаются.
В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Поскольку в статье 119 НК РФ прямо указано на наступление ответственности в случае непредставления в срок декларации по налогу, а не расчетов авансовых платежей по соответствующему налогу, суд первой инстанции обоснованно отказал инспекции в удовлетворении заявления в этой части.
Вместе с тем отказывая налоговому органу в удовлетворении требований о взыскании штрафа за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость суд первой инстанции указал на отсутствие у учреждения обязанности представлять соответствующие декларации, поскольку при отсутствии фактического осуществления деятельности, облагаемой указанными налогами, оно не является их плательщиком.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда ошибочным.
Статьей 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу указанной нормы обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.
В силу статьи 143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость признаются, в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, являясь организацией, учреждение признается плательщиком налога на добавленную стоимость и обязано представлять в установленные сроки в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по указанному налогу.
Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Поскольку декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 и 3 кварталы 2003 года были представлены с нарушением установленного срока, учреждение правомерно было привлечено налоговым органом к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде штрафа в размере 200 руб.
Вместе с тем, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, согласно пункту 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Как указано в пункте 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, следовательно, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ, срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. Как указано в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Судебными инстанциями установлено, что моментом обнаружения спорного правонарушения, с которого у налоговых органов возникает право обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции, предусмотренной статьей 119 НК РФ, в данном случае следует считать 10.09.2003 - день вынесения инспекцией решения N 2774 о приостановлении операций по счетам в банке, принадлежащим учреждению.
Основанием для вынесения такого решения явилось выявление налоговым органом фактов неуплаты учреждением налога на добавленную стоимость и налога на имущество предприятий, а также непредставление им деклараций по указанным налогам.
Как усматривается из материалов дела, ввиду принятия налоговым органом указанного решения, учреждение и представило 25.11.2003 в инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость, в том числе, за 2 и 3 кварталы 2003 года, а также декларацию и расчеты по налогу на имущество предприятий.
Таким образом, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что 10.09.2003 инспекция обладала сведениями о непредставлении налогоплательщиком в установленный срок деклараций по налогу на добавленную стоимость, в том числе и за 2 квартал 2003 года.
Вместе с тем, поскольку декларация за 3 квартал 2003 года должна быть представлена в срок до 20.10.2003, моментом выявления факта несвоевременного представления указанной декларации является дата ее фактической подачи.
Налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций 25.05.2004.
Таким образом, установленный статьей 115 НК РФ шестимесячный срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафных, санкций за непредставление в установленный срок декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2003 года истек 10.03.2004, а по декларации за 3 квартал 2003 года - 25.05.2004.
При таких обстоятельствах, кассационная инстанция считает, что, указав на нарушение налоговым органом шестимесячного срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, суды необоснованно отказали инспекции в удовлетворении требований о взыскании с учреждения 100 руб. штрафа за непредставление в установленный срок декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2003 года.
Кассационная жалоба в этой части подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.10.2004 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2005 по делу N А42-5533/04-5 отменить в части.
Взыскать с общественного учреждения "Кольский региональный центр дополнительного образования и развития женщин" 100 руб. штрафа.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с общественного учреждения "Кольский региональный центр дополнительного образования и развития женщин" в доход федерального бюджета 300 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2005 г. N А42-5533/04-5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника