Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 июня 2005 г. N А56-48016/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Бухарцева С.Н., Малышевой Н.Н., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области Семеновой А.В. (доверенность от 30.12.04 N 39544), от общества с ограниченной ответственностью "КОНГЛОМЕРАНТ" Романова Д.Н. (доверенность от 25.08.03), Кононенко О.В. (доверенность от 06.10.03), рассмотрев 09.06.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.05 по делу N А56-48016/04 (судья Алешкевич О.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КОНГЛОМЕРАНТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области, правопреемником которой после реорганизации стала Инспекция Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 12.11.04 N 286 о привлечении общества к налоговой ответственности и требования от 15.11.04 N 26323 об уплате 294 723 руб. арендной платы, лесного дохода, земельного налога за пользование лесным фондом и 69 778,1 руб. пеней.
Решением суда от 26.01.05 требования общества удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 26.01.05, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а именно пункта 1.2 Временного порядка исчисления арендной платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденного Постановлением губернатора Ленинградской области от 18.12.98 N 413-пг и пункта 27 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 N 345 (далее - Положение об аренде участков лесного фонда).
Законность оспариваемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты лесных податей и арендной платы за пользование участками лесного фонда по договору аренды от 24.04.96, заключенному на 49 лет с Выборгским лесхозом Федеральной службы лесного фонда, за период с 01.01.01 по 31.12.03, результаты которой отразила в акте от 15.10.04 N 402. Решением от 12.11.04 N 286 инспекция доначислила обществу 265 372 руб. арендной платы за пользование участками лесного фонда за 2002-2003 годы, 14 617 руб. лесного дохода за 2003 год, 14 734 руб. земельного налога за 2002-2003 годы и 69 778, 10 руб. пеней. Кроме того, общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 58 605 руб. штрафа за неполную уплату арендных платежей, лесных податей и земельного налога и предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания 50 руб. штрафа за непредставление в установленный срок перерасчета лесных податей.
В ходе налоговой проверки налоговая инспекция установила, что общество в 2002 году занизило сумму арендной платы за пользование лесным фондом на 189 621 руб., сумму налога на землю лесного фонда на 9980 руб., а в 2003 году - арендную плату на 75 751 руб., налог на землю на 3 985 руб., поскольку представило уточненный расчет арендной платы, уменьшив ее размер исходя из фактически заготовленной древесины при не изменившемся объеме древесины, возможной к заготовке, относительно установленного за весь расчетный годовой объем ликвидной древесины, возможный к отпуску на корню.
Требованием от 15.11.04 N 26323 обществу предложено в добровольном порядке уплатить суммы доначисленной арендной платы, лесных податей, земельного налога и пени.
Общество не согласилось с решением и требованием инспекции и обжаловало их в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что лесные подати и арендная плата за пользование участками лесного фонда не относится к налоговым платежам, поэтому налоговый орган неправомерно применил к обществу ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Кассационная инстанция, изучив доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает приведенные выводы суда первой инстанции правильными.
Согласно пункту 1 статьи 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что участки лесного фонда предоставляются юридическим лицам в пользование на условиях аренды. Согласно статье 31 Лесного кодекса Российской Федерации аренда участков лесного фонда регулируется названным кодексом, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 N 345 (далее - Положение об аренде).
В соответствии с этой же статьей Кодекса по договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопопьзования. Добытые в соответствии с договором аренды участка лесного фонда лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 103 Лесного кодекса Российской Федерации арендная плата является одним из видов платежей за пользование лесным фондом и определяется на основе ставок лесных податей.
В соответствии со статьей 105 Лесного кодекса, пунктами 23, 24 Положения об аренде размер арендной платы, порядок и сроки ее внесения определяются договором аренды с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования. Названная норма соотносится со статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в договоре аренды должны быть определены порядок, условия и сроки внесения арендной платы.
Таким образом, правоотношения, вытекающие из указанного договора аренды, не имеют публично-правового характера, поэтому на них не распространяется публично-правовой режим по исполнению публично-правовых обязанностей, предусмотренный частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. Арендная плата за пользование участками лесного фонда не обладает признаком безвозмездности, согласно приведенным выше положениям статьи 31 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку арендатор получает возмещение в виде добытых им лесных ресурсов (продукции). Следовательно, применение положений Налогового кодекса Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям, по мнению кассационной инстанции, неправомерно.
Соответственно, Временный порядок исчисления арендной платы за древесину, отпускаемую на корню на участках лесного фонда Ленинградской области, переданных в аренду для целей заготовки древесины, утвержденный постановлением губернатора Ленинградской области от 18.12.98 N 413-пг, на который ссылается налоговый орган в кассационной жалобе, не относится к актам законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, статьи 122 и 126 НК РФ, которые предусматривают ответственность за неуплату налога и непредставление перерасчета лесных податей за древесину, не могут быть применены в отношении арендных платежей и лесных податей за пользование участками лесного фонда.
Кассационной инстанцией отклоняются и доводы инспекции о неполной уплате обществом арендных платежей и земельного налога.
Из материалов дела следует, что освоение обществом лесного фонда производится на основании договора аренды от 24.04.96, заключенного между Обществом и Выборгским лесхозом Федеральной службы лесного хозяйства (далее - Лесхоз).
В соответствии с пунктом 5 Соглашения об изменении и дополнении договора аренды участков лесного фонда от 24.04.96, заключенного между Лесхозом и обществом и согласованного с председателем Комитета по лесу Ленинградской области, арендная плата по договору аренды устанавливается в размере суммы платежей за весь расчетный годовой объем ликвидной древесины, возможной к отпуску на корню, для заготовки в порядке осуществления рубок главного пользования, исчисление платежей производится по ставкам арендной платы, устанавливаемым органами государственной власти Ленинградской области и минимальным ставкам платы за древесину на корню, устанавливаемым Правительством Российской Федерации (минимальные ставки лесных податей).
При изменении объемов древесины, возможной к заготовке (расчетной лесосеки), арендные платежи подлежат пересмотру, но при этом они не могут быть меньше, чем эти платежи, рассчитанные за фактически отпущенные объемы древесины на корню.
Налоговая инспекция в акте проверки и решении ссылалась на то, что изменение арендных платежей с учетом фактически вырубленной древесины не согласовано обществом с арендодателем - Лесхозом. Однако это не соответствует фактическим обстоятельствам. В материалах дела имеются согласованные с Лесхозом составленные обществом уточненные расчеты арендной платы за пользование лесным фондом и платы за землю за 2002 и 2003 год (листы дела 48, 49, 59, 61).
Согласно статье 116 Лесного кодекса Российской Федерации порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины при рубках устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.98 N 551 (далее - Правила).
В пунктах 34, 43, 62 Правил предусмотрено, что лесхозы производят отвод и материально-денежную оценку лесосек для проведения рубок главного пользования, а также для проведения рубок промежуточного пользования в порядке, установленном федеральным органом управления лесным хозяйством, осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований названных Правил.
Несмотря на наличие у Лесхоза полномочий по контролю за действиями общества по вырубке леса и уплате арендной платы и лесных податей за вырубленную древесину не только как у стороны по договору аренды, но и как у государственного органа управления лесным фондом, налоговая инспекция выводы о наличии у общества задолженности по арендной плате сделала без учета согласованных с Лесхозом уточненных расчетов арендной платы за пользование лесным фондом.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суд правомерно признал недействительным решение и требование налогового органа и в этой части.
Вместе с тем из акта проверки, решения налоговой инспекции и кассационной жалобы усматривается, что в ходе проверки налоговая инспекция доначислила обществу 14 617 руб. лесного дохода и 769 руб. налога на землю за 2002 год по лесорубочным билетам от 09.10.02 N 393 и от 09.10.02 N 394 (пункт 2.2 акта проверки, листы дела 29 и 37) на том основании, что общество фактически вырубило деловой древесины больше, чем указано в лесорубочных билетах, а уплатило лесные подати в соответствии с объемом деловой древесины, указанным в лесорубочных билетах.
В соответствии с пунктом 23 Правил лесорубочный билет ежегодно выдается лесхозом на конкретную лесосеку или делянку и является документом, предоставляющим лесопользователю право осуществлять заготовку и вывозку древесины и живицы в установленных объемах и установленные сроки.
В материалах дела отсутствуют названные лесорубочные билеты, акты освидетельствования мест рубок по этим билетам, суд не рассмотрел по существу этот эпизод и не дал оценку доводам налогового органа о правомерности начисления названных сумм лесного дохода и земельного налога. В связи с изложенным решение суда в этой части подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит всесторонне и полно изучить материалы дела, касающиеся этого эпизода, обязать стороны представить доказательства обоснованности их позиций относительно правомерности доначисления лесных податей по названным лесорубочным билетам и с учетом этого принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктами 1 и 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.05 по делу N А56-48016/04 отменить в части признания недействительными решения налоговой инспекции от 12.11.04 N 286 и требования от 15.11.04 N 26323 о доначислении 14617 руб. лесного дохода и 769 руб. налога на землю.
В этой части дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 июня 2005 г. N А56-48016/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника