Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 августа 2000 г. N 1761
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кузнецовой Н.Г., Никитушкиной Л.Л., при участии от Государственной налоговой инспекции по Пролетарскому району города Твери Котыло И.В. (доверенность от 17.08.2000 N 88-2000), от ОАО "Товарищество Тверская мануфактура" Савченко Ю.М. (доверенность от 31.03.2000 N 13-09/26),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Товарищество Тверская мануфактура" на решение от 19.05.2000 (судьи Бажан О.М., Ильина В.Е., Перкина В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 29.06.2000 (судьи Владимирова Г.А., Кожемятова Л.Н., Потапенко Г.Я.) Арбитражного суда Тверской области по делу N 1761,
установил:
Открытое акционерное общество "Товарищество Тверская мануфактура" (далее - ОАО "Товарищество Тверская мануфактура") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Пролетарскому району города Твери (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными действий и бездействия должностных лиц налоговой инспекции, связанных с возмещением налога на добавленную стоимость из бюджета, выразившихся в требовании представить два расчета по налогу на добавленную стоимость (по внутреннему рынку и по экспорту) и дополнительных документов к ним; отказе в зачете подлежащих возмещению сумм налога на добавленную стоимость в счет предстоящей уплаты налога на прибыль в федеральный бюджет; проведении 23.03.2000 зачета налога на добавленную стоимость на сумму 1 179 000 рублей; невозврате в установленные сроки подлежащих возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость.
Решением от 19.05.2000 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.06.2000 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Товарищество Тверская мануфактура" просит отменить решение и постановление суда и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что действиями должностных лиц налогового органа нарушены его права.
В судебном заседании представитель ОАО "Товарищество Тверская мануфактура" поддержал доводы кассационной жалобы, представитель налоговой инспекции просил оставить решение и постановление суда без изменения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Товарищество Тверская мануфактура" экспортирует часть продукции за пределы государств - участников СНГ, пользуясь льготой, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Согласно расчетов налога на добавленную стоимость по внутреннему рынку и по экспорту за декабрь 1999 года, представленных в налоговую инспекцию 20.01.2000, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению, составила 686 000 рублей. В этот же день были представлены документы, определенные пунктом 22 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.91 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39). Должностные лица налоговой инспекции потребовали для подтверждения экспорта представить ряд документов, указанных в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 08.12.99 N АП-6-03/984. Указанные документы были представлены ОАО "Товарищество Тверская мануфактура" 10.02.2000. Исходя из расчетов налога на добавленную стоимость за декабрь 1999 года от 20.01.2000 и 10.02.2000 ОАО "Товарищество Тверская мануфактура" направило в налоговую инспекцию заявление от 21.02.2000 N 13-02/155 о зачете в счет предстоящей уплаты в федеральный бюджет налога на прибыль в сумме 217 000 рублей и возмещении из бюджета 634 000 рублей за счет уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость в декабре 1999 года. Заявление не было рассмотрено в 10-дневный срок, в связи с чем 21.03.2000 ОАО "Товарищество Тверская мануфактура" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам, применяется при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 этого Закона.
В пункте 22 Инструкции N 39 содержится перечень документов, которые должны быть предъявлены в обязательном порядке в налоговые органы для получения льготы. Налоговая инспекция ссылается на письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 08.12.99 N АП-6-03/984 "Об упорядочении возмещения (зачета) налога на добавленную стоимость по экспортируемым поставкам", в котором перечислен еще ряд документов, необходимых для обоснования права организации-экспортера на возмещение (зачет) сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам за приобретенные материальные ресурсы. ОАО "Товарищество Тверская мануфактура" считает, что это письмо не является нормативным актом и ограничивает права налогоплательщика на получение льготы по сравнению с требованиями, изложенными в Законе Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и Инструкции N 39, в связи с чем применению не подлежит.
Однако из Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" следует, что право на льготу должно быть доказано. Этому положению Закона соответствует требование вышеуказанного письма о предоставлении в подтверждение факта экспорта договоров купли-продажи материальных ресурсов, товаров, оказания услуг и выполнения работ, платежных поручений, выписок банка, наличия зарегистрированных в журнале учета счетов-фактур и в книге покупок у экспортера первых экземпляров счетов-фактур. Следовательно, требование налоговой инспекции представить эти документы является законным.
Из материалов дела следует, что все вышеперечисленные документы ОАО "Товарищество Тверская мануфактура" представило в должные сроки - вместе с заявлением о зачете и возврате налога на добавленную стоимость. Однако налоговая инспекция в десятидневный срок не провела зачета и не возместила налог на добавленную стоимость, подлежащий возмещению.
Поэтому требования ОАО "Товарищество Тверская мануфактура" о признании незаконными действий налоговой инспекции, выразившихся в невозврате подлежащих возмещению сумм налога на добавленную стоимость из бюджета в установленные сроки, следует удовлетворить. Такие действия налоговой инспекции прямо предусмотрены статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", этой же статьей установлен и срок - 10 дней.
Ссылка суда апелляционной инстанции на статью 88 Налогового кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что в течение трех месяцев может проводиться камеральная налоговая проверка, - необоснованна, так как сроки проведения проверки не влияют ни на обязанность налогоплательщика по уплате налога, ни на обязанность налоговой инспекции по возмещению налога.
Исковые требования о признании незаконными действий налоговой инспекции, выразившихся в требовании представить два расчета по налогу на добавленную стоимость, удовлетворению не подлежат, так как материалами дела не подтверждается предъявление такого требования налоговой инспекцией.
Налоговая инспекция правомерно не произвела зачет подлежащих возмещению сумм налога на добавленную стоимость в счет предстоящей уплаты налога на прибыль в федеральный бюджет, так как в статье 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" говорится только о зачете в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость. Следовательно, налоговая инспекция не обязана производить зачет налога на прибыль.
Налоговая инспекция 23.03.2000 провела зачет налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению за декабрь 1999 года, в счет подлежащего уплате налога на добавленную стоимость за февраль 2000 года, не признав при этом право ОАО "Товарищество Тверская мануфактура" на льготу по экспорту в связи с непредставлением всех документов, подтверждающих экспорт товара.
По изложенным выше основаниям такие действия налоговой инспекции следует также признать законными.
Таким образом, решение и постановление суда подлежат частичной отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174 и пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 19.05.2000 и постановление апелляционной инстанции от 29.06.2000 Арбитражного суда Тверской области по делу N 1761 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий должностных лиц Государственной налоговой инспекции по Пролетарскому району города Твери, выразившихся в невозврате подлежащих возмещению сумм налога на добавленную стоимость из бюджета за декабрь 1999 года в установленные сроки.
Признать указанные действия должностных лиц незаконными.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2000 г. N 1761
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника