Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 июня 2005 г. N А44-9622/04-С11
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 декабря 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей И.И. Кирилловой, З.А. Чертииной,
при участии от открытого акционерного общества "Новгородоблгаз" Степановой О.А. (доверенность от 25.05.2005 N 1444),
рассмотрев 31.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.01.2005 по делу N А44-9622/04-С11 (судья Александров С.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Новгородоблгаз" (далее - ОАО "Новгородоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к администрации Новгородской области, Комитету финансов Новгородской области, администрации Валдайского района, финансовому отделу администрации Валдайского района о взыскании 25 611 руб. 45 коп. выпадающих доходов, образовавшихся в результате предоставления инвалидам льгот по оплате за газ за 2001-2002 годы во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Определением от 17.12.2004 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин).
Решением от 25.01.2005 исковые требования ОАО "Новгородоблгаз" полностью удовлетворены путем взыскания суммы расходов с Минфина за счет казны Российской Федерации. В удовлетворении иска к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин просит обжалуемое решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. Свою позицию податель жалобы мотивирует тем, что расходы, предъявленные к взысканию, суд должен был взыскать с того ответчика, которому принадлежит жилищный фонд, в котором проживают льготники; суд неправомерно взыскал сумму налога на добавленную стоимость, включенную истцом в размер иска.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Новгородоблгаз" в 2001-2002 годах в соответствии с Законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" при взимании платы за газ учитывало льготу в размере 50 процентов, предусмотренную для соответствующих категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования "Валдайский район" (далее - МО "Валдайский район"). Возникновение в связи с этим у истца расходов в заявленном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела счетами-фактурами, актами сверки и другими документами.
В соответствии с пунктами 2 и 18 статьи 4 этого же Закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся: принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов.
Статьей 17 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлен единый федеральный минимум в части льгот по квартирной плате, а именно: инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Названным Законом предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, финансирование расходов, связанных с их реализацией, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.
Статьей 55 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлен размер субсидий, направляемых на реализацию Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в сумме 11 943 650,0 тыс. руб.
Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536. В соответствии с указанным Порядком средства фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином на финансирование расходов по реализации льгот. Распределение средств на реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" предусмотрено выделение Новгородской области из федерального фонда компенсаций на реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 59 727,0 тыс. руб. Указанная сумма была получена Новгородской областью и перечислена муниципальным образованиям. МО "Валдайский район" перечислено 1 897 000 руб.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено выделение Новгородской области из федерального фонда компенсаций на реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 69 355,0 тыс. руб. За счет перераспределения бюджетных средств Новгородской области выделено 88 869 тыс. руб. Указанная сумма была получена Новгородской областью и перечислена муниципальным образованиям. МО "Валдайский район" перечислено 3 655 000 руб.
Суд первой инстанции, установив, что денежные средства, поступившие из федерального бюджета на реализацию Закона, использованы по целевому назначению, пришел к правомерному выводу о том, что при отсутствии достаточного финансирования обязанность по возмещению выпадающих доходов предприятий от предоставления льгот должна быть возложена на казну Российской Федерации.
Вместе с тем, взыскивая выпадающие доходы истца, суд первой инстанции не исследовал вопросы о том, включена ли в размер иска сумма налога на добавленную стоимость, правомерны ли требования истца в этой части, учитывалась ли истцом при поступлении бюджетных средств на возмещение его выпадающих расходов за период, предъявленный к взысканию, сумма налога на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах вывод суда о доказанности иска по размеру является недостаточно обоснованным. Следовательно, обжалуемое решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.01.2005 по делу N А44-9622/04-С11 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2005 г. N А44-9622/04-С11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника