Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 октября 2000 г. N А56-15114/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Никитушкиной Л.Л., при участии от ООО "Запад" Пантюшова А.В. (доверенность от 05.04.2000), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга Нама Е.В. (доверенность от 05.01.2000 N 04-06/21),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Запад" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2000 по делу N А56-15114/00 (судья Рыбаков С.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Запад" (далее - ООО "Запад") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) выдать свидетельство о его постановке на налоговый учет.
Решением от 07.08.2000 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "Запад" просит отменить решение суда и удовлетворить иск, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Изучив материалы дела и выслушав участвовавших в заседании представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что жалоба ООО "Запад" подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Запад" зарегистрировано решением Регистрационной палаты Санкт-Петербурга от 31.05.2000 N 198803.
Выполняя требования статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации об обязательной постановке организации на налоговый учет, обществом с ограниченной ответственностью "Запад" при посредничестве ООО "Санкт-Петербургская управляющая компания" (согласно договору от 05.06.2000 об оказании юридических услуг) 05 июня 2000 года направлен в налоговую инспекцию пакет документов, необходимых для постановки на учет, а 13.06.2000 общество обратилось в налоговый орган за свидетельством о постановке на учет в налоговом органе. Однако в выдаче свидетельства налоговая инспекция отказала со ссылкой на отсутствие данных о фактическом местонахождении общества.
ООО "Запад" обжаловало отказ налоговой инспекции выдать свидетельство в арбитражный суд. В подтверждение правомерности искового требования об обязании налоговой инспекции выдать ООО "Запад" свидетельство о постановке на налоговый учет истец ссылается на то, что основание отказа в выдаче свидетельства противоречит положениям статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Суд первой инстанции отклонил иск, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.
По мнению суда кассационной инстанции, истец не учитывает цели постановки налогоплательщиков на налоговый учет.
Согласно статье 83 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах в целях проведения налогового контроля.
Как следует из пункта 1 статьи 84 НК РФ, форма заявления о постановке на учет устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.11.98 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых в учете в налоговом органе юридических и физических лиц" утверждены и с 01.01.99 введены в действие форма N 12-1-1 "Заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации" и "Порядок заполнения заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации" (далее - Порядок заполнения заявления о постановке на учет).
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 НК РФ утвержденные Министерством Российской Федерации по налогам и сборам формы заявлений в налоговые органы о постановке на учет и порядок их заполнения обязательны для налогоплательщиков.
В пунктах 3 и 4 формы заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица предусмотрено обязательное указание налогоплательщиком-юридическим лицом адреса организации, указанного в учредительных документах, и адреса постоянно действующего исполнительного органа. При этом в соответствии с пунктом 2 Порядка заполнения заявления о постановке на учет в пункте 3 заявления приводится адрес, указанный в учредительных документах или ином распорядительном документе о создании организации, либо адрес, указанный в документе о предоставлении юридического адреса (для общественных организаций и объединений), либо адрес места нахождения органов юридического лица в случае отсутствия у него приведенных выше адресов.
В пункте 4 указывается адрес постоянно действующего исполнительного органа организации (администрации, дирекции, правления или иного подобного органа) независимо от того, совпадает ли он с адресом, указанным в пункте 3.
Порядком заполнения заявления о постановке на учет также установлено, что написание адресов в соответствующих пунктах заявления и приложениях к нему производится в строгом соответствии со следующим порядком: почтовый индекс; наименование государства; наименование региона; наименование района; наименование населенного пункта (город, поселок и др.); наименование части населенного пункта (улица, проспект, переулок и др.); номер дома; корпус или строение; номер квартиры.
То есть понятие "место нахождения организации", приведенное в статье 11 НК РФ, не совпадает с понятием "адрес места нахождения организации" для целей постановки организации на учет в налоговом органе.
При подаче заявления о постановке на учет организация одновременно с заявлением представляет копии заверенных в установленном порядке документов: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, а также другие документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации создание организации и адрес ее местонахождения.
Однако и налоговой инспекцией, и судом первой инстанции установлено, что в учредительных документах ООО "Запад" адрес его местонахождения (в понятии, используемом для целей постановки на налоговый учет) фактически отсутствует, поскольку указание в пункте 1.6 Устава ООО "Запад" на то, что "место нахождения Общества - основное место его деятельности: Санкт-Петербург, Центральный район", - не может быть расценено как адрес местонахождения организации.
В пункте 3 заявления о постановке ООО "Запад" на учет в налоговом органе (представленного кассационной инстанции для обозрения в заседании) в качестве адреса организации указано "Санкт-Петербург, Центральный район", то есть отсутствуют сведения об адресе организации, которые определены пунктом 2 вышеуказанного Порядка заполнения заявления.
Учитывая изложенное, налоговая инспекция обоснованно отказала ООО "Запад" в выдаче свидетельства, и у кассационной инстанции отсутствуют правовые оснований для отмены принятого по делу решения суда.
Руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2000 по делу N А56-15114/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Запад" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 октября 2000 г. N А56-15114/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника