Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 сентября 2000 г. N А56-16469/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кузнецовой Н.Г., Никитушкиной Л.Л., при участии от ОАО "Узор" Голубевой Т.В. (доверенность от 24.07.2000 N 17/15-633), Кокарева П.Н. (доверенность от 24.07.2000 N 17/15-632), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области Сысоевой Т.В. (доверенность от 15.09.2000 N 01-08/4671),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Узор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2000 по делу N А56-16469/00 (судьи Малышева Н.Н., Галкина Т.В., Бурматова Г.Е.),
установил:
Открытое акционерное общество "Узор" (далее - ОАО "Узор") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 18.05.2000 N 02-24/2051 в части взыскания пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Решением суда от 25.07.2000 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "Узор" просит отменить решение суда, указывая на то, что сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлены ни законом Российской Федерации, ни законом Ленинградской области.
В судебном заседании представители ОАО "Узор" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель налоговой инспекции просил оставить решение суда без изменения.
Законность решения проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства ОАО "Узор" за период с 01.01.98 по 31.12.99, о чем составлен акт от 27.04.2000 N 71. По результатам проверки вынесено решение от 18.05.2000 N 02-24/2051 о привлечении ОАО "Узор" к налоговой ответственности, взыскании штрафных санкций, доначисленных налогов и пеней.
В ходе проверки установлено, что ОАО "Узор" не производило ежемесячные авансовые платежи налога на пользователей автомобильных дорог, в связи с чем налоговая инспекция начислила пени.
Налог на пользователей автомобильных дорог установлен подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как федеральный налог. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 этой статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации, а средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации - федеральным законом.
Согласно пункту 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, предприятия, объединения, организации, предприниматели и граждане перечисляют установленный Законом РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР" налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд, что входит в понятие "порядок образования фонда", законодательными актами субъекта Российской Федерации не установлен.
Не может быть принята во внимание ссылка налоговой инспекции на пункт 24.1 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", так как установление сроков уплаты налога не входит в компетенцию налоговых органов, а относится исключительно к компетенции законодательных органов.
Таким образом, сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальные дорожные фонды не установлены в предусмотренном законодательством порядке.
В этой части решение суда подлежит отмене, а исковые требования - удовлетворению.
Вместе с тем подлежат отклонению доводы кассационной жалобы о том, что пени за просрочку перечисления налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации не должны быть взысканы, так как на момент вступления в действие Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Узор" не имело недоимки по указанному налогу.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Начисление пеней было предусмотрено и действовавшим до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Следовательно, нет оснований говорить о том, что нормы Налогового кодекса Российской Федерации в этой части ухудшают положение налогоплательщика. Таким образом, пени за просрочку перечисления налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации должны быть уплачены.
Вопрос о размерах пеней, начисляемых в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, не был предметом разбирательства в суде первой инстанции, исковые требования в этой части ОАО "Узор" не заявляло, следовательно, данный довод кассационной жалобы не может являться основанием для отмены решения суда в этой части.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2000 по делу N А56-16469/00 отменить в части отказа в иске о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области от 18.05.2000 N 02-24/2051 в части начисления пеней в связи с просрочкой перечисления налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд.
В этой части решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области от 18.05.2000 N 02-24/2051 признать недействительным.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Возвратить ОАО "Узор" государственную пошлину в сумме 626 рублей 00 копеек.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 сентября 2000 г. N А56-16469/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника