Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 июня 2005 г. N А66-10240/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Васильевский мох" Богдановой О.Г. (доверенность от 22.10.2004),
рассмотрев 07.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 26.01.2005 по делу N А66-10240/2004 (судья Истомина О.Л.),
установил:
Открытое акционерное общество "Васильевский мох" (далее - ОАО "Васильевский мох") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Департаменту финансов Тверской области о взыскании 12 559 руб. 90 коп. выпадающих доходов, образовавшихся в результате предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим на территории поселка Васильевский мох Калининского района Тверской области, 50-процентной скидки по оплате услуг местных телефонных соединений за 2003 год во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечен Департамент социальной защиты населения Тверской области.
Решением от 26.01.2005 исковые требования полностью удовлетворены путем взыскания за счет казны Российской Федерации 12 559 руб. 90 коп. убытков и 602 руб. 40 коп. государственной пошлины. В иске к Департаменту финансов Тверской области отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, финансирование Закона в форме субсидий предполагает долевое участие субъекта Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, истец в 2003 году в соответствии со статьей 28 Закона предоставил льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим на территории поселка Васильевский мох Калининского района Тверской области, по оплате услуг связи в сумме 12 559 руб. 90 коп. Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
Возникновение в результате этого у истца выпадающих доходов послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Согласно статье 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
В соответствии со статьей 28 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования этой льготы Законом не определен.
Суд обеих инстанций установил, что согласно статье 52 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" в составе расходов федерального бюджета предусмотрен Фонд компенсаций. Согласно приложению N 15 к этому же закону на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Тверской области выделено из Фонда компенсаций 55 257 тыс. руб.
Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536. В соответствии с указанным Порядком средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Министерством финансов Российской Федерации на финансирование расходов по реализации льгот. Распределение средств на реализацию Закона осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Суд первой инстанции при вынесении решения пришел к выводу, что указанные денежные средства получены Тверской областью, однако их оказалось недостаточно.
Кассационная инстанция считает этот вывод необоснованным, поскольку материалы дела не содержат доказательств такого утверждения.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит установить, каким образом Тверской областью были распределены денежные средства, полученные из федерального бюджета на реализацию Закона (с учетом предоставленных Министерством финансов Российской Федерации данных, имеющихся на листах дела 98-101), дать оценку правомерности требований истца о взыскании в составе выпадающих доходов налога на добавленную стоимость, включенного в тариф по оплате услуг связи, определить, какой финансовый орган должен представлять интересы казны Российской Федерации, а также, решить вопрос о необходимости взыскания госпошлины с финансового органа, представляющего интересы казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26.01.2005 по делу N А66-10240/2004 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июня 2005 г. N А66-10240/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника