Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 июня 2005 г. N А56-30485/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Зубаревой Н.А., при участии от открытого акционерного общества "Ленгазспецстрой" Осипова А.Е. (доверенность от 12.01.2005 N 16/40), рассмотрев 07.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2005 по делу N А56-30485/04 (судья Демина И.Е.),
установил:
Открытое акционерное общество "Ленгазспецстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения от 23.06.2004 N 146 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области; далее - Инспекция).
Решением суда от 24.01.2005 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность оспариваемого судебного акта, кассационная инстанция установила следующее.
В апреле-мае 2004 года Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления и уплаты Обществом налога на имущество и сбора на уборку территорий за период с 01.01.2003 по 31.12.2003, результаты которой отражены в акте от 17.05.2004 N 182.
На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 23.06.2004 N 146 о доначислении Обществу 86 800 руб. сбора на уборку территорий, начислении 6 866 руб. пеней и привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (за неполную уплату сбора), пунктами 1 и 2 статьи 119 НК РФ (за непредставление в налоговый орган декларации по сбору на уборку территорий за второй, третий и четвертый кварталы 2003 года).
Общество не согласилось с решением Инспекции и обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Положения о сборе на уборку территории населенных пунктов" следует читать "Положения о сборе за уборку территории населенных пунктов"
В обоснование заявления налогоплательщик указал на то, что он не является плательщиком сбора на уборку территорий в Выборгском районе Ленинградской области в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьям 1 и 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьей 2 Положения о сборе на уборку территории населенных пунктов, принятого решением муниципального собрания муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 27.10.2000 N 5/3 (далее - Положение о сборе).
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, удовлетворил требования Общества.
Суд кассационной инстанции считает решение суда правильными и не находит оснований для его отмены.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "части 2 статьи 2" следует читать "части 6 статьи 2"
Согласно положениям части 2 статьи 2 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 НК РФ взимаются налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Сбор на уборку территорий как местный налог введен в соответствии с подпунктом "х" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Причем, как указано в этой норме, сборы вносят юридические и физические лица (владельцы строений) в размере, устанавливаемом представительными органами власти - местными Советами народных депутатов.
В пункте 4 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" указано, что налоги и сборы, предусмотренные подпунктами "з"-"х" пункта 1 названной статьи, могут устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти - местных Советов народных депутатов. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских представительных органов власти - местных Советов народных депутатов - районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
Во исполнение Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации" решением муниципального собрания муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 27.10.2000 N 5/3 введен сбор на уборку территорий, а также утверждено Положение об этом сборе.
Согласно статьям 2 и 3 Положения о сборе его плательщиками фактически являются юридические лица - владельцы строений, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать сбор.
Из статей 5 и 6 Положения о сборе следует, что ставка сбора для юридических лиц устанавливается в размере 1,5 процента от объема реализации продукции (работ, услуг).
Статьями 8 и 9 Положения о сборе определен порядок исчисления и уплаты сбора, в соответствии с которым расчет сбора представляется юридическими лицами в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району в сроки представления бухгалтерской отчетности (ежеквартально), а налог уплачивается ежемесячно не позднее двадцатого числа следующего месяца.
Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В результате проверки налоговый орган установил, что на балансе строительного участка Общества, расположенного на территории муниципального образования "Выборгский район", находятся передвижные вагоны - общежития, душевые, столовые, бани и т.д. В силу постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" названные основные средства включены в амортизационную группу "Здания", поэтому заявитель, являясь собственником вагончиков, по смыслу Положения о сборе является собственником строения, в связи с чем Инспекция признала Общество плательщиком сбора на уборку территорий.
Однако учитывая нормы налогового законодательства и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06.11.2003 N 386-О, суд кассационной инстанции считает, что при введении на подведомственной территории сбора на уборку территорий населенных пунктов ни представительный орган местного самоуправления, ни тем более налоговый орган не вправе расширять состав плательщиков данного сбора, установленный Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия, термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях права, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В статье 346.27 НК РФ указано, что стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски. Таким образом, имеется прямая норма Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой строением является "строительная система, прочно связанная фундаментом с земельным участком и подсоединенная к инженерным коммуникациям".
Более того, другой нормой налогового законодательства - статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что в облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам, то есть в данной норме прямо указано на связь строения с вещными правами на земельный участок, на котором оно расположено.
На необходимость выполнения такого условия для отнесения объекта к строению указано в целом ряде федеральных законов иных отраслей законодательства Российской Федерации.
Так, согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом и федеральными законами, имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков, на которых они расположены.
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 сказано, что согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, а также федеральными законами. Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Согласно статье 42 Закона Российской Федерации "О залоге" ипотекой признается залог предприятия, строения, здания, сооружения или иного объекта, непосредственно связанного с землей, вместе с соответствующим земельным участком или правом пользования им.
Как следует из пункта 4 статьи 64 Закона Российской Федерации "Об ипотеке (залоге недвижимости)", если на закладываемом земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения находятся здания, строения, сооружения, в том числе возводимые на таком земельном участке, или иные прочно связанные с земельным участком объекты недвижимости, принадлежащие на том же праве собственнику такого земельного участка, ипотека такого земельного участка допускается только с одновременной ипотекой прочно связанных с ним объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах следует признать, что используемые Обществом передвижные вагоны не являются объектами, прочно связанными фундаментом с земельным участком и подсоединенными к инженерным коммуникациям, то есть строениями, а следовательно, заявитель не является плательщиком сбора на уборку территорий.
Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, и у кассационной инстанции нет оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2005 по делу N А56-30485/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июня 2005 г. N А56-30485/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника