Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 июня 2005 г. N А05-156/05-22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 08.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.02.2005 по делу N А05-156/05-22 (судья Хромцов В.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северное лесопромышленное товарищество - Лесозавод N 3" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску, правопреемником которой является Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция), от 26.11.2004 N 14-23/4-26551 в части восстановления Обществу к уплате 326 666 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и взыскания с налогоплательщика 54 358 руб. НДС по декларации за июнь 2004 года.
Решением суда от 10.02.2005 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять по данному делу новое решение - об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на то, что налогоплательщик неправомерно предъявил к вычету НДС, поскольку представил счета-фактуры, оформленные с нарушением требований пункта 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В отзыве на жалобу Общество просило решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
В судебное заседание представители сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте слушания дела, не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Заявитель представил в Инспекцию декларацию по НДС за июнь 2004 года, в которой заявил к вычету 381 024 руб. НДС, уплаченного ООО "Грант" по счетам-фактурам от 09.06.2004 N 121 и от 09.06.2004 N 122.
По результатам камеральной проверки декларации Инспекция составила акт от 19.10.2004 N 14-23/4-207. Рассмотрев материалы проверки и возражения заявителя, Инспекция вынесла решение от 26.11.2004 N 14-23/4-26551 о восстановлении к уплате в бюджет 326 666 руб. НДС и взыскании с Общества 54 358 руб. НДС по декларации за июнь 2004 года по сделкам с ООО "Грант".
Отказ в возмещении указанной суммы НДС мотивирован тем, что Общество не подтвердило в установленном порядке обоснованность применения налоговых вычетов, поскольку представило в налоговый орган счета-фактуры, в которых отсутствует расшифровка подписи руководителя и главного бухгалтера. Кроме того, Инспекцией установлено, что имя руководителя по договору поставки и подпись на указанных счетах-фактурах не соответствуют данным, полученным в ходе встречной проверки поставщика.
Считая отказ в возмещении налога незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции подтвердил право Общества на применение налоговых вычетов, указав, что требования законодательства к оформлению счетов-фактур налогоплательщиком соблюдено.
Кассационная инстанция считает вывод судов о подтверждении налогоплательщиком права на налоговые вычеты правильным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, условиями вычета по НДС при реализации товаров являются: фактическая оплата приобретенных товаров, их оприходование и наличие счетов-фактур, оформленных надлежащим образом.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. В соответствии с пунктом 2 названной статьи счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой же статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. При этом в пункте 5 статьи 169 НК РФ содержится перечень реквизитов, которые в обязательном порядке должны быть указаны в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг). В пункте 6 названной нормы предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорные счета-фактуры содержат все предусмотренные статьей 169 НК РФ, реквизиты, в том числе и подпись руководителя организации - Бахтеева С.В., назначенного на должность директора с возложением на него обязанностей по ведению бухгалтерского учета согласно решению от 01.11.2003 N 1.
Пункт 6 статьи 169 НК РФ не содержит требования об обязательной расшифровке подписи руководителя организации. Следовательно, требование налогового органа о расшифровке подписи руководителя организации, содержащейся в счете-фактуре, не основано на нормах законодательства о налогах и сборах.
Довод Инспекции о том, что ООО "Грант" является недобросовестным налогоплательщиком и не представляет отчетность в налоговый орган, не может являться основанием для отказа Обществу в применении налоговых вычетов.
Законодательством о налогах и сборах, определяющим порядок возмещения НДС из бюджета, не предусмотрено такой обязанности налогоплательщика, как подтверждение последним факта уплаты в бюджет НДС другими налогоплательщиками - поставщиками материальных ресурсов.
В соответствии со статьями 32, 82 и 87 НК РФ налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства и вправе в порядке статей 45 - 47 НК РФ принимать меры, обеспечивающие принудительное исполнение поставщиками налогоплательщика, являющимися самостоятельными налогоплательщиками, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, и у кассационной инстанции в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют полномочия для их переоценки. Следовательно, жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.02.2005 по делу N А05-156/05-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А.Морозова |
М.В.Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июня 2005 г. N А05-156/05-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника