Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 марта 2000 г. N А56-27601/99
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Зубаревой Н.А.,
судей Ломакина С.А., Троицкой Н.В.,
при участии от ЗАО "НТВ-ПЛЮС" Юденкова А.П. (доверенность от 11.10.99 N 61-99), Синайко М.Ю. (доверенность от 08.10.99 N 59-99), от Инспекции МНС РФ по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Тиховой О.Е. (доверенность от 05.01.2000 N 01/7), Лесковой Н.М. (доверенность от 20.03.2000 N 01/3737),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.99 по делу N А56-27601/99 (судьи Жбанов В.Б., Левченко Ю.П., Орлова Е.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "НТВ-ПЛЮС" (далее - ЗАО "НТВ-ПЛЮС", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (в настоящее время - Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга, далее - Инспекция МНС, ответчик) от 21.06.99 N 03-7423 в части взыскания:
- 462178,11 рубля налога с продаж, 92435,62 рубля штрафа в размере 20 процентов от доначисленного налога и 22243,28 рубля пеней;
- 4010,0 рублей налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, 872,0 рублей штрафа и 1333,9 рубля пеней.
Решением суда от 15.12.99 исковые требования удовлетворены.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС по Фрунзенскому району просит решение отменить, в иске отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании представители Инспекции МНС поддержали доводы кассационной жалобы.
ЗАО "НТВ-ПЛЮС" в отзыве на кассационную жалобу указало на ее необоснованность, в судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве, и просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Государственной налоговой инспекцией по Фрунзенскому району проведена выездная налоговая проверка соблюдения налогового законодательства (правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в территориальные бюджеты) Санкт-Петербургским филиалом ЗАО "НТВ-ПЛЮС" за период IV квартал 1997, 1998 и 1-й квартал 1999 года.
В ходе проверки установлен ряд нарушений, зафиксированных в акте проверки от 28.05.99 N 03/362, в том числе неуплата ЗАО "НТВ-ПЛЮС" налога с продаж и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с сумм абонементной платы, уплаченной подписчиками телекомпании за право просмотра телевизионных программ телекомпании через кассу Санкт-Петербургского филиала, а также неуплата налога с продаж с сумм арендной платы за использование полученного в аренду оборудования.
На основании акта проверки Госналогинспекцией принято решение от 21.06.99 N 03/7423 о привлечении ЗАО "НТВ-ПЛЮС" к налоговой ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" плательщиками налога с продаж (далее - налогоплательщики) признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения; иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации; а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации. Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О налоге с продаж" от 07.12.98 N 248-57 налогом с продаж облагается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет на территории Санкт-Петербурга.
Согласно подпункту "ч" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Положению о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, утвержденному распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 28.01.94 N 66-р, налог исчисляется от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенных (оказанных) на территории Санкт-Петербурга.
В силу статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.
В статье 39 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции до 18.08.99) указано, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, - и на безвозмездной основе.
Названная статья не определяет место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг, ссылаясь на решение этого вопроса во второй части Налогового кодекса, где эти понятия должны быть определены специально.
Поскольку вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации не вступила в действие, при определении в целях налогообложения места и времени реализации продукции (работ, услуг), по мнению кассационной инстанции, следует руководствоваться правилами действующих законов о налогах.
Законом Санкт-Петербурга "О налоге с продаж", а также статьей 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" правила определения места реализации товаров (работ, услуг) не установлены. Момент реализации в целях налогообложения до вступления в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации определяется налогоплательщиком самостоятельно на основе выбранной им учетной политики.
В акте документальной проверки ЗАО "НТВ-ПЛЮС" от 28.05.99 N 03/362 отражено, что согласно приказу об учетной политике моментом реализации для налогообложения считается отгрузка комплекта оборудования, работ, услуг.
Таким образом, поскольку ЗАО "НТВ-ПЛЮС" имеет филиал, расположенный на территории Санкт-Петербурга, при поступлении денежных средств за самостоятельно реализованные товары (работы, услуги) филиал на основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации по месту своего нахождения исполняет обязанности создавшей его организации по уплате налогов.
Следовательно, утверждая, что ЗАО "НТВ-ПЛЮС" не уплатило налог с продаж в Санкт-Петербурге с части абонементной платы, которая уплачивается подписчиками, проживающими в Санкт-Петербурге, через кассу Санкт-Петербургского филиала "НТВ-ПЛЮС", налоговый орган должен доказать, что реализацию продукции (работ, услуг) - телепрограмм телекомпании осуществляет филиал, однако это при проверке не установлено. Напротив, из материалов дела видно, что договоры с подписчиками заключены ЗАО "НТВ-ПЛЮС", сумма абонементной платы, уплаченная за право просмотра телепрограмм НТВ-ПЛЮС в кассу филиала конкретными физическими лицами, проживающими на территории Санкт-Петербурга, перечисляется в полном объеме головной организации. Налог с продаж также уплачивается ЗАО "НТВ-ПЛЮС" с полной стоимости реализуемых телекомпанией услуг по месту нахождения на налоговом учете. Указанное по существу не оспаривается налоговым органом.
Согласно Положению о филиале ЗАО "НТВ-ПЛЮС" филиал создан в целях скорейшего распространения среди населения необходимого технического оборудования, позволяющего принимать сигналы спутникового телевидения, а также для ремонта и технического обслуживания такого оборудования.
В силу специфики деятельности телекомпании как "электронного" средства массовой информации филиал ЗАО "НТВ-ПЛЮС" самостоятельно не реализует продукцию (телепрограммы), сумма абонементной платы, полученная через кассу филиала, является выручкой самого ЗАО "НТВ-ПЛЮС".
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит правильным вывод суда о том, что местом реализации телепрограмм, независимо от места расчета с клиентом, необходимо рассматривать территорию того субъекта Российской Федерации, где зарегистрировано в качестве налогоплательщика юридическое лицо - ЗАО "НТВ-ПЛЮС", и соответственно налог с продаж должен уплачиваться по месту постановки на учет самой телекомпании.
При указанных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил исковые требования о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налогов, пеней и взыскания штрафа.
Также является правильным и не подлежит отмене решение суда в части признания недействительным решения по эпизоду доначисления налога, пеней и взыскания штрафа с сумм арендной платы за использование полученного в аренду оборудования.
Отклоняя требования налогового органа о необходимости исчисления налога с продаж единовременно со всей суммы арендной платы, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Услуга по предоставлению истцом в аренду оборудования является длящейся и не может считаться полностью реализованной в момент заключения договора аренды и получения арендной платы за определенный период, поскольку ее реализация происходит не единовременно, а по мере пользования арендованным имуществом.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что согласно условиям договора аренды абоненты уплачивают истцу в счет предстоящего оказания услуг арендную плату за первые 48 месяцев, это не оспаривается налоговым органом.
Поскольку налоговый период по налогу с продаж составляет один месяц, суд пришел к правильному выводу, что налог с продаж по конкретному отчетному периоду подлежит уплате только с сумм арендной платы, приходящихся на данный период, то есть с 1/48 части от поступившей по каждому договору суммы арендной платы, расценив сумму оставшихся платежей в качестве авансовой.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.99 по делу N А56-27601/99 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А.Зубарева |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 марта 2000 г. N А56-27601/99
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника