Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 августа 2000 г. N 4216
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2000 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Ломакина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Пролетарскому району города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.05.2000 по делу N 4216 (судьи Бажан О.М., Потапенко Г.Я., Перкина В.В.),
установил:
Акционерный коммерческий банк "Прогресспромбанк" (далее - АКБ "Прогресспромбанк") обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском о признании частично недействительным решения Государственной налоговой инспекции по Пролетарскому району города Твери (далее - ГосНИ) от 21.10.98 N 317, которым истцу начислены пени за несвоевременное исполнение платежных документов.
Решением от 28.12.99 исковые требования удовлетворены в части признания недействительным решения налоговой инспекции о взыскании 3039 руб. 06 коп. пеней. В остальной части иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.04.2000 решение арбитражного суда отменено в части признания недействительным решения ГосНИ о начислении пеней по эпизоду, связанному с операциями по взаимозачету, произведенному на основании постановлений администрации и губернатора Тверской области. В этой части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Решением от 19.05.2000 иск удовлетворен в части признания недействительным решения ГосНИ о начислении пеней по эпизоду, связанному с операциями по взаимозачету, произведенному на основании постановлений администрации и губернатора Тверской области.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ГосНИ просит отменить решение суда от 19.05.2000, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", письма Госналогслужбы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.94 N ВЗ-6-13/465 и N 157 "О порядке учета погашения задолженности по платежам в бюджет" и постановления губернатора Тверской области от 12.08.97 N 449 "О порядке проведения взаиморасчетов по доходам и расходам областного бюджета".
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ГосНИ провела проверку своевременности исполнения АКБ "Прогресспромбанк" платежных документов на перечисление платежей в федеральный и местный бюджеты в период с 25.03.96 по 30.07.98 и установила факты задержки банком исполнения платежных документов по платежам в бюджет, о чем составлен акт от 19.10.98.
На основании акта проверки начальником налоговой инспекции принято решение от 21.10.98 N 317, в частности об уплате 508 руб. 95 коп. пеней за несвоевременное исполнение платежных поручений налогоплательщиков, по которым произведен зачет платежей в бюджет города на основании постановлений главы администрации города Твери от 31.12.96, от 04.07.97 и от 27.08.97 и постановления губернатора Тверской области от 27.12.96.
Как видно из материалов дела, между участниками взаимозачетов заключены соглашения о зачете взаимных платежей в бюджет города и ассигнований из бюджета города, подписанные всеми участниками, в том числе АКБ "Прогресспромбанк", начальником Финансового управления города Твери и руководителем налоговой инспекции, которыми предусмотрено, что зачет взаимной задолженности производится с момента издания соответствующих постановлений главой администрации города Твери. На основании указанных соглашений главой администрации и губернатором приняты постановления, в которых указано Финансовому управлению и Государственной налоговой инспекции по городу Твери на необходимость принять к зачету налоговые платежи различных предприятий в бюджет города в соответствующих суммах.
По мнению ГосНИ, банк несвоевременно провел зачет, поскольку датой исполнения зачета следует считать не дату издания постановления главы администрации города, а дату проведения этих зачетов по документам финансового управления, в связи с чем налоговая инспекция начислила банку 508 руб. 95 коп. пеней в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка или кредитного учреждения платежного поручения налогоплательщика с этого учреждения взыскиваются в установленном порядке пени в размере 0,2% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога.
Ответственность за неисполнение (задержку исполнения) платежных поручений клиентов путем проведения зачетов клиентских платежей данной нормой не установлена.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к правильному выводу, что банк, совершая операции по взаимному зачету налоговых платежей, действовал в полном соответствии с соглашениями и изданными на их основании постановлениями главы администрации города Твери и губернатора. Налоговая же инспекция не представила доказательства нарушения истцом указанных соглашений и постановлений.
В соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ГосНИ не доказала вину банка в несвоевременном проведении зачетов, а следовательно, и вину банка в неисполнении (задержке исполнения) платежных поручений на перечисление налогов в бюджет.
Банк исполнил обязанность по перечислению в бюджет ранее списанных сумм налогов на основании платежных поручений налогоплательщиков в момент выписки мемориальных ордеров, подтверждающих проведение зачета, в связи с чем начисление пеней по статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" неправомерно.
ГосНИ не указала норму материального права, согласно которой днем исполнения обязанности банка при совершении взаимозачета (с учетом действий всех сторон, участвующих в его проведении) следует считать день проведения зачета финансовым управлением.
Ссылка налоговой инспекции на постановление губернатора Тверской области от 12.08.97 N 449 "О порядке проведения взаиморасчетов по доходам и расходам областного бюджета" отклоняется кассационной инстанцией, поскольку постановление, как правильно указал арбитражный суд первой инстанции, не устанавливает обязанности банка при взаимозачетах. Порядок взаимозачетов в спорных отношениях определен специальными актами - постановлениями главы администрации города Твери от 31.12.96, от 04.07.97 и от 27.08.97 и постановлением губернатора Тверской области от 27.12.96. Кроме того, постановление N 449 принято только 12.08.97, то есть когда практически все взаимозачеты уже были проведены.
При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.05.2000 по делу N 4216 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Пролетарскому району города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Шевченко |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 августа 2000 г. N 4216
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника