Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 октября 2000 г. N А26-2618/00-01-06/139
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Почечуева И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия на решение от 23.08.2000 (судья Мещерякова К.И.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-2618/00-01-06/139,
установил:
Управление социальной защиты города Петрозаводска (далее - управление социальной защиты) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия (далее - отделение Пенсионного фонда) о взыскании 2272 рублей 97 копеек убытков. Убытки возникли в связи с недофинансированием расходов на выплаты пенсионерам за проезд к месту отдыха и обратно.
Решением арбитражного суда от 23.08.2000 иск удовлетворен.
В апелляционной инстанции решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе отделение Пенсионного фонда просит отменить решение арбитражного суда, указывая на неправильное применение арбитражным судом норм Бюджетного кодекса Российской Федерации. Отделение Пенсионного фонда считает данный спор не подведомственным арбитражному суду, поскольку он возник в сфере межбюджетных отношений, полагает незаконным взыскание спорной суммы, поскольку бюджетным законодательством не предусмотрено финансирование выплат компенсационного характера, а также указывает на отсутствие у истца убытков.
От управления социальной защиты поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить судебные акты без изменения, полагая их законными и обоснованными.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция считает, что они подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального права.
Петрозаводским федеральным районным судом приняты решения от 24 и 26 мая, 9 и 19 июня 2000 (копии на листах дела 5-8) о взыскании с управления социальной защиты 2272 рублей 97 копеек - компенсации расходов пенсионеров по проезду к месту их отдыха и обратно. Решения о взыскании приняты на основании статьи 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В статье 4 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" указано, что источником финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные этим законом, для лиц, получающих государственные пенсии, являются республиканский бюджет Российской Федерации, а также Пенсионный фонд Российской Федерации. Поскольку отделение Пенсионного фонда отказалось в добровольном порядке перечислить указанную в решениях суда сумму компенсаций, управление социальной защиты обратилось с иском о ее взыскании.
Требование управления социальной защиты не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В статье 4 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" указаны источники финансирования объявленных Законом гарантий и компенсаций. Однако названной статьей не устанавливается порядок финансирования расходов, поскольку он регулируется нормами бюджетного законодательства, в котором устанавливаются размеры бюджетных обязательств государства на соответствующий финансовый год. В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к одним из видов расходов бюджета относятся трансферты населению, включающие в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательств по выплатам, установленным законодательством Российской Федерации. Законами о федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации бюджетные средства на реализацию обязательств государства по выплате компенсаций пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера, санкционированы не были. Следовательно, декларируемая компенсация не может быть предоставлена Пенсионным фондом, поскольку не обеспечена бюджетными ассигнованиями.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Нарушение адресности и целевого характера бюджетных средств в силу требований статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нарушением бюджетного законодательства, в связи с чем отделение Пенсионного фонда не может произвести расход бюджета без учета целевого назначения средств.
Одновременно бюджет обеспечен также иммунитетом, правовой режим которого предусмотрен статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По смыслу этой нормы обращение взыскания на бюджетные средства по решению суда может производиться при возмещении в размере недофинансирования только в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в составе расходов бюджета в законодательном порядке, либо при возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Учитывая изложенное и не вникая в выводы Петрозаводского федерального районного суда, содержащиеся в мотивировочной части вступивших в силу решений, которыми удовлетворены иски граждан о взыскании компенсации с управления социальной защиты, суд кассационной инстанции пришел к выводу о невозможности реализации нормы о предоставлении компенсаций затрат пенсионеров на проезд к месту отдыха и обратно, установленных Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", поскольку законодатель не определил эти компенсации в расходной части бюджета.
Мнение отделения Пенсионного фонда, относительно того, что настоящий спор относится к сфере межбюджетных отношений является ошибочным. Статьей 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные отношения определены как отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Статьей 152 указанного Кодекса государственные внебюджетные фонды и иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные и иные полномочия, названы участниками бюджетного процесса.
Довод отделения Пенсионного фонда о неподведомственности данного спора арбитражному суду противоречит содержанию Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации. В них отсутствуют нормы, которые препятствовали бы органам, участвующим в бюджетном процессе, воспользоваться правом на предъявление настоящего иска. Напротив, статьями 238 и 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность истребования компенсации в размере недофинансирования в принудительном порядке. Поэтому настоящий спор правильно принят арбитражным судом в свое производство.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 23.08.2000 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-2618/00-01-06/139 отменить.
В иске отказать.
Выдать отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия справку на возврат 56 рублей 82 копеек госпошлины, уплаченной по платежному поручению от 25.09.2000 N 2631.
Председательствующий |
О.В. Ветошкина |
И.П. Почечуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 октября 2000 г. N А26-2618/00-01-06/139
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника