Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 февраля 2000 г. N 2785
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Ломакина С.А., Троицкой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Зеленоградскому району на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калининградской области от 17.11.99 по делу N 2785 (судьи Пятеренко Е.В., Педченко О.М., Лукашов В.А.),
установил:
Государственная налоговая инспекция по Зеленоградскому району (далее - ГосНИ) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Пункт-Зеленоградск" (далее - ООО "Пункт-Зеленоградск") штрафа в сумме 4 175 рублей за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.
Решением от 29.09.99 (судья Приходько Е.Ю.) исковые требования удовлетворены на том основании, что факт оказания услуги без применения контрольно-кассовой машины и выдачи бланка строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением подтвержден материалами дела.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.11.99 решение суда отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе ГосНИ просит постановление апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 09.04.99 ГосНИ в ходе проверки соблюдения законодательства (требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением") при осуществлении услуг ООО "Пункт-Зеленоградск" установила, что в автомастерской, расположенной по адресу: г. Зеленоградск, ул. Железнодорожная, дом 25, рабочим автосервиса Артемовым И.С. услуга при расчетах с населением оказывалась без применения контрольно-кассовой машины и выдачи квитанции. По результатам проверки составлен акт от 09.04.99 N 17.
Решением ГосНИ по Зеленоградскому району от 12.04.99 к ответчику применены штрафные санкции в 50-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, что составляет 4 175 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон) денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Статьей 1 Закона установлено, что в соответствии с Перечнем отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, некоторые предприятия могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
Такие предприятия обязаны выдавать клиентам документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам.
Автомастерская к таким предприятиям не относится, поскольку не входит в Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 с изменениями и дополнениями.
Согласно статье 2 Закона предприятия, которые в силу его статьи 1 должны применять контрольно-кассовые машины, обязаны выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку.
В силу статьи 146-5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины, подвергается штрафу от 50 до 100 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда.
Факт оказания услуги (замена амортизатора) без применения контрольно-кассовой машины установлен проверкой, по результатам которой налоговой инспекцией, осуществляющей в соответствии со статьей 6 Закона контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, составлен акт.
Кроме того, неприменение контрольно-кассовой машины при оказании услуги подтверждается, как правильно указал суд первой инстанции, также материалами дела (актом проверочной закупки от 09.04.99, объяснениями Артемова И.С., Хайдукова Л.А., данными в момент проверки, объяснением директора предприятия) и не отрицается ответчиком.
При таких обстоятельствах налоговая инспекция правомерно привлекла ООО "Пункт-Зеленоградск" к ответственности за проведение денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины.
Суд первой инстанции также правильно указал на то, что Закон не регламентирует порядок осуществления производства по делам о нарушениях правил применения контрольно-кассовых машин, поэтому факт нарушения требований Закона должен быть зафиксирован в соответствующем акте, что и было сделано налоговым органом.
Таким образом, суд первой инстанции правильно оценил все имеющиеся в деле доказательства.
Апелляционная инстанция суда, отменяя решение первой инстанции, сделала голословный вывод о спровоцированности ситуации органами налоговой полиции, которой предоставлено право осуществления контрольной закупки. Суд неправомерно отклонил составленный сотрудником налоговой полиции "акт проверочной закупки", в котором отражен факт совершения правонарушения. Несоответствие названия акта содержанию и составление акта проверки в 13-15 часов (во время обеденного перерыва) не опровергают факт нарушения, который в любом случае имел место. Кроме того, в обеденный перерыв услуга либо не должна оказываться, либо при ее оказании должен быть выдан чек.
Также неправомерна ссылка апелляционной инстанции на подписание решения налоговой инспекции не ее начальником, а заместителем, что, по мнению суда, указывает на его недействительность. Заместитель начальника налоговой инспекции, подписавший решение, как установлено судом, имеет право подписи таких документов в соответствии со статьей 8 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР".
При таких обстоятельствах следует признать, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда, которым дана правильная оценка всем представленным доказательствам, - оставлению в силе.
В соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ООО "Пункт-Зеленоградск" подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций в сумме 208 рублей 75 коп.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 6) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калининградской области от 17.11.99 по делу N 2785 отменить.
Оставить в силе решение суда по этому делу.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 февраля 2000 г. N 2785
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника