Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 февраля 2000 г. N А42-5393/99-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Дмитриева В.В. и Шевченко А.В., при участии от закрытого акционерного общества "Севрыба" Щербакова П.В. (доверенность от 24.12.99 N 18-4/84) и Радочина С.В. (доверенность от 19.06.99 N 18/4-46),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.11.99 по делу N А42-5393/99-12 (судьи Мунтян Л.Б., Драчева Н.И., Евтушенко О.А.},
установил:
Закрытое акционерное общество "Севрыба" (далее - ЗАО "Севрыба") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Мурманску (далее - ГНИ Мурманска), правопреемником которой является Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - ИМНС Мурманска), о признании недействительным пункта 1.5 решения налогового органа от 08.01.98 N 90-02.1/08-42-5 о взыскании налога с доходов иностранного юридического лица в сумме 720000 норвежских крон.
Решением от 18.11.99 суд удовлетворил иск со ссылкой на отсутствие оснований для взыскания не удержанной с иностранного юридического лица суммы налога за счет средств источника доходов, являющегося сборщиком налогов.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС Мурманска просит отменить решение суда от 18.11.99 и отказать ЗАО "Севрыба" в иске. По мнению ответчика, при разрешении спора по существу суд неправильно применил нормы материального права. Кроме того, возможность удержания с налогового агента не перечисленного в бюджет налога с доходов иностранного юридического лица предусмотрена пунктом 5.4 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" от 16.06.95 N 34 (далее - Инструкция N 34) и пунктом 2 статьи 38 Закона СССР "О налогах предприятий, объединений и организаций" от 14.06.90 N 1560-1 (далее - Закон СССР), но суд в своем решении не обосновал неприменение этих норм.
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени рассмотрения дела, однако представитель ИМНС Мурманска в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представители ЗАО "Севрыба" просили оставить решение суда от 18.11.99 без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов кассационной жалобы.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС Мурманска.
Согласно акту от 22.12.97 ГНИ Мурманска провела проверку соблюдения ЗАО "Севрыба" налогового законодательства за 1994-1996 годы и выявила ряд налоговых правонарушении, в том числе в соответствии с пунктом 2.11 акта проверки истец не удерживал и не перечислял в бюджет налог с доходов иностранного юридического лица - кипрской компании "Сев-Вик Навигейшен ЛТД", полученных от фрахта по договору бербоут-чартера судна от 21.06.95, чем нарушены требования пункта 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 N 2116-1 (далее - Закон "О налоге на прибыль").
На основании указанного акта и руководствуясь статьей 7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" (далее - Закон "О налоговой службе") и статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 N 2118-1 (далее - Закон "Об основах налоговой системы"), ГНИ Мурманска 08.01.98 приняла решение N 90-02.1/08-42-5, согласно пункту 1.5 которого с ЗАО "Севрыба" взыскан налог, начисленный с доходов иностранного юридического лица в размере 720000 норвежских крон.
Действительно, пунктом 3 статьи 10 Закона "О налоге на прибыль" предусмотрено, что налог с доходов иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации удерживается предприятием, организацией, любым другим лицом, выплачивающим такие доходы, в валюте выплаты при каждом перечислении платежа.
В силу пункта 1 названной статьи субъектом налогообложения является получающее доходы от источников в Российской Федерации конкретное юридическое лицо, которое и обязано уплатить законодательно установленный налог. В то же время удержание и перечисление в бюджет налога возложено не на иностранное юридическое лицо - плательщика налога, а на лицо, осуществляющее выплату налогоплательщику сумм дохода, подлежащих налогообложению. Следовательно, в этой ситуации ЗАО "Севрыба" выступает в качестве сборщика налога (налогового агента).
Однако статья 13 Закона "Об основах налоговой системы", которой руководствовалась ГНИ Мурманска при вынесении спорного решения, устанавливает ответственность за нарушение налогового законодательства только налогоплательщика. При этом Закон "О налоге на прибыль", как и действовавший в проверяемый период Закон "Об основах налоговой системы", не предусматривает какие-либо меры ответственности в отношении источников выплат, нарушивших порядок удержания и перечисления в бюджет налогов с доходов иностранных юридических лиц - плательщиков этих налогов.
Указанные нормативные акты, как и Закон "О налоговой службе", также не предусматривают право налогового органа взыскивать не удержанные с иностранного юридического лица суммы налога за счет собственных средств источника налогооблагаемых доходов.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что Арбитражный суд Мурманской области при разрешении спора по существу правомерно исходил из того, что законодательно закрепленная обязанность российских предприятий удерживать налог с доходов, причитающихся иностранным юридическим лицам, в проверяемый налоговым органом период не была обеспечена законно установленной ответственностью за ее неисполнение.
Ответственность источника выплат доходов иностранным юридическим лицам (налогового агента) за неисполнение обязанности по удержанию и перечислению в бюджет налога с этих доходов предусмотрена только Налоговым кодексом Российской Федерации, который вступил в силу с 01.01.99 и не может быть применен к спорным правоотношениям в силу пункта 2 статьи 5 этого Кодекса.
Несостоятельна ссылка ИМНС Мурманска на пункт 5.4 Инструкции N 34, поскольку статьей 25 Закона "Об основах налоговой системы" Государственной налоговой службе Российской Федерации предоставлено право издавать инструкции и методические указания только по применению законодательства о налогах. Поэтому Арбитражный суд Мурманской области в соответствии с требованиями статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отклонил ссылку ответчика на указанный пункт Инструкции N 34, противоречащий в этой части Закону "О налоге на прибыль", который нe предусматривает взыскание со сборщика налога сумм неудержанного налога. Также необоснованна ссылка ИМНС Мурманска на пункт 2 статьи 38 Закона СССР, который противоречит изданному позже законодательству Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ИМНС Мурманска, а обжалуемый судебный акт считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.11.99 по делу N А42-5393/99-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 февраля 2000 г. N А42-5393/99-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника