Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 марта 2000 г. N А56-28979/99
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Клириковой Т.В., Корпусовой О.А., при участии от Инспекции МНС РФ по Центральному району Санкт-Петербурга Гераськина К.А. (доверенность от 05.01.2000 N 04-06/16), от Санкт-Петербургского регионального общественного объединения "Ветераны военной службы - инвалиды Чернобыля" Мальцева А.В. (доверенность от 20.12.99), Минутина В.Е. (доверенность от 20.12.99), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2000 по делу N А56-28979/99 (судьи Баталова Л.А., Королева Т.В., Кузнецов М.В.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании 10 тысяч рублей штрафа с Санкт-Петербургского регионального общественного объединения "Ветераны военной службы - инвалиды Чернобыля" (далее - СПб РОО "ВВС - инвалиды Чернобыля") за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе более чем на 90 дней.
Решением суда от 21.12.99 иск удовлетворен частично, в сумме 5 тысяч рублей, на основании статей 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.02.2000 решение суда изменено, размер взысканного с ответчика штрафа снижен до 100 рублей.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и удовлетворить исковые требования, полагая, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального права - статей 83 и 116 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что Устав СПб РОО "ВВС - инвалиды Чернобыля" зарегистрирован 23.10.97, то есть до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Ответчик является юридическим лицом и вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 23, пунктами 1 и 2 статьи 83 НК РФ и законодательством, действовавшим в период регистрации Устава ответчика (статья 4 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), это юридическое лицо как плательщик налогов подлежало постановке на учет в налоговом органе по месту своего нахождения.
Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не устанавливал срок, в течение которого налогоплательщик был обязан встать на учет в налоговом органе. Банкам и кредитным организациям запрещалось открывать налогоплательщикам расчетные и иные счета без предъявления ими документа, подтверждающего постановку налогоплательщика на учет в налоговом органе (статья 4 Закона).
Пунктом 3 статьи 83 НК РФ с 01.01.99 для налогоплательщика определен срок, в течение которого он должен подать заявление в налоговый орган о постановке на учет, - 10 дней после государственной регистрации налогоплательщика - юридического лица, - а статьей 116 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение срока постановки на учет в виде взыскания штрафа в размере 5 тысяч рублей при просрочке до 90 дней и 10 тысяч рублей - при просрочке свыше 90 дней.
Из материалов дела видно и судом первой и апелляционной инстанций установлено, что ответчик подал заявление в налоговый орган 20.09.99, то есть допустил нарушение установленного Налоговым кодексом Российской Федерации срока постановки на учет, за что должен быть привлечен к ответственности.
Однако согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ при наложении санкций за налоговые правонарушения должны учитываться обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность. Эти обстоятельства установлены судом первой и апелляционной инстанций и указаны в решении и постановлении суда, именно с их учетом, а также в соответствии со статьей 114 НК РФ снижен размер штрафа за допущенное ответчиком нарушение.
У суда кассационной инстанции нет правовых оснований для переоценки обстоятельств, при которых ответчиком допущено нарушение налогового законодательства, поскольку, согласно статье 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверяет правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций.
Нарушений в применении законодательства указанными инстанциями арбитражного суда при рассмотрении данного спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2000 по делу N А56-28979/99 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 марта 2000 г. N А56-28979/99
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника