Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 июня 2005 г. N А05-26667/04-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Малышевой Н.Н. и Хохлова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.03.2005 по делу N А05-26667/04-20 (судья Калашникова А.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Двинские лесопромышленники" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (после уточнения заявленного требования) о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, (далее - налоговая инспекция), выразившегося в отказе произвести перерасчет суммы пеней, начисленных налоговым органом за нарушение срока уплаты ежемесячных авансовых платежей единого социального налога, по итогам отчетных периодов 2002-2003 годов, первого квартала и полугодия 2004 года.
Решением суда первой инстанции от 09.03.2005 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и требования Общества отклонить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Податель жалобы считает правильным начисление пеней за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу. По мнению налоговой инспекции, в абзаце первом 1 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено исчисление в течение отчетного периода ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, а в абзаце втором пункта 3 определен срок уплаты ежемесячных платежей по налогу - не позднее 15-го числа следующего месяца. Следовательно, начисление пеней на неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу должно производится с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж, за каждый месяц налогового периода.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятое по данному делу решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество в сентябре 2004 года обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 21.09.2004 N 2308, в котором просило налоговый орган произвести перерасчет пеней по единому социальному налогу за 2002-2003 годы и 6 месяцев 2004 года, исходя из суммы недоимки по налогу, образовавшейся по итогам отчетных периодов (первого квартала, полугодия и девяти месяцев) 2002-2003 годов, а также шести месяцев 2004 года. При этом налогоплательщик ссылался на то, что в силу статей 75 и 240 и пункта 3 статьи 243 НК РФ, пени по единому социальному налогу могут быть начислены только по итогам отчетных периодов.
Налоговая инспекция в письме от 22.10.2004 N 11-07/32070 отказам Обществу в перерасчете пеней, указав, что начисление пеней за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей произведено налоговым органом в полном соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Общество, считая отказ налоговой инспекции в перерасчете пеней по единому социальному налогу незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требование заявителя, руководствуясь статьями 75, 240 и пунктом 3 статьи 243 НК РФ, а также пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Суд согласился с доводами Общества о том, что налоговым законодательством не предусмотрено начисление пеней за неуплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу по итогам месяца.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога с нарушением установленного срока его уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В пункте 1 статьи 72 НК РФ пеня определена как один из способов обеспечения исполнения налоговой обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 НК РФ).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (пункт 3 статьи 75 НК РФ).
В соответствии с положениями статей 52 - 55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 указано, что по смыслу пункта 1 статьи 75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога. При рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода.
Статьей 240 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно пункту 3 статьи 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В абзаце пятом пункта 3 статьи 243 НК РФ указано, что данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 243 НК РФ налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом согласно абзацу шестому пункта 3 статьи 243 НК РФ разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период.
Положения приведенных норм подтверждают законность вывода суда о том, что начисление пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу производится по итогам отчетных периодов - первого квартала, полугодия, 9 месяцев, а не помесячно, как считает налоговая инспекция.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции и отмены принятого по данному делу судом решения у кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.03.2005 по делу N А05-26667/04-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июня 2005 г. N А05-26667/04-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника