Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 июня 2005 г. N А66-4867-04
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 января 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Абакумовой И.Д. и Дмитриева В.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области Абросимовой И.Ю. (доверенность от 01.02.2005 N 25), от Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Голубевой Л.Ю. (доверенность от 07.12.2004 N 07-13/65),
рассмотрев 22.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.03.2005 по делу N А66-4867-04 (судья Владимирова Г.А.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области, реорганизованная в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области, (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с территориального органа Федеральной службы лесного хозяйства России "Тверской лесхоз" (далее - Лесхоз) 4 204 862 руб. недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), 1 031 026 руб. пеней и 8 667 977 руб. налоговых санкций, предусмотренных пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечено Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тверской области, реорганизованное в Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области, (далее - Управление).
Решением от 27.07.2004, оставленным постановлением апелляционной инстанции от 12.10.2004 без изменения, суд отказал в удовлетворении заявления. Постановлением от 27.01.2005 суд кассационной инстанции отменил названные судебные акты, а дело направил на новое рассмотрение в первую инстанцию суда.
Решением от 05.03.2005 суд взыскал с Лесхоза 4 204 862 руб. недоимки по НДС и 1 031 026 руб. пеней, а в удовлетворении остальной части требований отказал на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 111 и пункта 1 статьи 115 НК РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении ее требований и принять новый судебный акт. По мнению налогового органа, суд неправильно применил положения подпункта 3 пункта 1 статьи 111 и пункта 1 статьи 115 НК РФ, а также необоснованно оценил в качестве обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика, решение Инспекции от 30.07.2003 и письменные разъяснения в адрес открытого акционерного общества "Дискавери-Агрострой" от 20.02.2002 и 19.08.2002. Кроме того, податель жалобы считает неправомерным исчисление срока давности взыскания налоговых санкций, установленного статьей 115 НК РФ, с даты составления акта проверки Инспекции, а не акта повторной выездной проверки, проведенной Управлением.
Стороны в установленном порядке извещены о времени и месте слушания дела, однако представитель Лесхоза в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представители Инспекции и Управления поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно акту от 27.02.2004 N 14-17/ЗК Управлением проведена повторная (в порядке контроля за деятельностью Инспекции) выездная проверка правильности исчисления и уплаты Лесхозом НДС в период с 01.01.2001 по 31.05.2003, в ходе которой установлено завышение налоговой базы в январе-апреле 2001 года, что повлекло излишнюю уплату 800 298 рублей НДС, а также неуплата названного налога и непредставление налоговых деклараций в период с мая 2001 по май 2003 года в связи с неправомерным применением подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ при реализации древесины от рубок ухода за лесом и посадочных материалов, что повлекло неуплату 5 083 832 руб. НДС. При этом налоговый орган установил, что 78 672 руб. НДС подлежат возмещению налогоплательщику за июнь 2001 года.
Принятым по результатам проверки решением от 29.03.2004 N 14-17/Зк Управление начислило Лесхозу 5 083 832 руб. недоимки по НДС за май, июль-декабрь 2001 года, январь 2002 - май 2003 года и 1 031 026 пеней, а также привлекло налогоплательщика к налоговой ответственности в виде взыскания штрафов: на основании пункта 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС в период с мая 2001 по май 2003 года - в размере 7 836 218 руб., на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неуплату названного налога в период с февраля 2002 по май 2003 года - в размере 831 759 руб.
В соответствии с этим решением Инспекция направила Лесхозу требования от 06.04.2004 N 16558 и N 951 об уплаты названных сумм недоимки, пеней и налоговых санкций в срок до 16.04.2004.
Поскольку налогоплательщик в добровольном порядке не исполнил требование налогового органа в установленный срок, Инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с Лесхоза 4 204 862 руб. НДС, 1 031 026 пеней и 8 667 977 руб. штрафов.
Отказывая Инспекции во взыскании налоговых санкций, начисленных Управлением на основании пункта 2 статьи 119 и пункта 1 статьи 122 НК РФ, суд обоснованно руководствовался положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, признав результаты первичной выездной проверки, изложенные Инспекцией в акте от 14.07.2003, обстоятельствами, исключающими привлечение Лесхоза к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122, а следовательно, и пунктом 2 статьи 119 НК РФ.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пунктом 2 статьи 199" следует читать "пунктом 2 статьи 119"
Также обоснованно суд установил нарушение Инспекцией срока давности взыскания налоговых санкций, установленного статьей 115 НК РФ. Согласно пункту 1 названной статьи налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения. В данном случае именно Инспекция в ходе первичной выездной налоговой проверки установила отсутствие деклараций Лесхоза по НДС за период с мая 2001 года по май 2003 года, а также неуплату им названного налога по операциям реализации древесины от рубок ухода за лесом и посадочных материалов, что отражено в акте от 14.07.2003 N 131. Выявленные в ходе этой проверки обстоятельства согласно пункту 1.5 акта повторной проверки от 27.02.2004 N 14-17/ЗК и решения Управления от 29.03.2004 N 14-17/ЗК послужили основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 199 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Правомерным в данном случае кассационная инстанция считает и применение к спорным правоотношениям пункта 7 статьи 3 НК РФ, поскольку неясности в применении подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ нашли отражение и в судебной практике.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Управления, а принятое по делу решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05.03.2005 по делу N А66-4867-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2005 г. N А66-4867-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника