Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 июня 2005 г. N А56-29176/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Абакумовой И.Д. и Корпусовой О.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу Волковской Е.В. (доверенность от 03.02.2005),
рассмотрев 15.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу на решение от 02.11.2004 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 18.03.2005 (судьи Цурбина С.И., Градусов А.Е., Спецакова Т.Е.) Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-29176/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западное" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу, реорганизованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу, (далее - Инспекция) от 20.05.2004 N 11/10211 и об обязании налогового органа возвратить 461 679 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за январь 2004 года.
Решением от 02.11.2004 суд удовлетворил заявленные требования на основании статьи 165 и пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Апелляционная инстанция постановлением от 18.03.2005 оставила решение суда без изменения, отклонив доводы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество представило в налоговый орган неполный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, а следовательно, не подтвердило право на применение ставки 0% по декларации за январь 2004 года, так как в представленных железнодорожных накладных отсутствует отметка финляндской пограничной станции, предусмотренная контрактами от 10.07.2002 N TR1007002P-03 и от 12.12.2002 N NTH-2303/1, а также не выполнен пункт 9 контракта от 12.12.2002 N NТН-2303/1 - "не представлен документ, подтверждающий согласие фирмы "Koskitukki" на привлечение третьей фирмы (Общества) на выполнение прав и обязательств по договору N NTH-2303/1". Вместе с тем, Инспекция считает, что реализация товаров по названным контрактам на условиях поставки FCA и DAF "произошла на территории Российской Федерации и облагается в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по ставке 20%".
Стороны в установленном порядке извещены о времени и месте слушания дела, однако представитель Общества в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно решению от 20.05.2004 N 11/10211 Инспекция в результате камеральной проверки декларации Общества по ставке НДС 0% за январь 2004 года и документов, представленных для подтверждения права на применение этой ставки и налоговых вычетов, установила соответствие этих документов требованиям статей 165, 169, 171-172 НК РФ, но отказала в возмещении 461 679 руб. НДС. Отказ в возмещении налога мотивирован тем, что в представленных железнодорожных накладных отсутствует отметка финляндской пограничной станции, предусмотренная контрактами от 10.07.2002 N TR1007002P-03 и от 12.12.2002 N NTH-2303/1. Кроме того, по контракту от 12.12.2002 N NТН-2303/1, заключенному фирмой "Koskitukki" (Финляндия) и обществом с ограниченной ответственностью "Северный торговый дом" (далее - ООО "Северный торговый дом"), не представлены "письменное соглашение, подписанное двумя сторонами, на право продажи леса по договору комиссии" и спецификации к этому контракту. Инспекция также указала на то, что реализация товаров по названным контрактам на условиях поставки FCA и DAF "произошла на территории Российской Федерации и облагается в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по ставке 20%".
Кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно признал указанное решение недействительным, установив соблюдение Обществом требований пункта 2 статьи 165 и пункта 4 статьи 176 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение НДС при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 и 8 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик должен представить в налоговый орган декларацию по ставке 0% и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, на основании которых налоговый орган обязан в трехмесячный срок принять решение о возмещении налога или об отказе в его возмещении.
Пункт 1 названной статьи содержит перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налогоплательщиком ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, то есть вывезенных в таможенном режиме экспорта, а пункт 2 этой же статьи - перечень документов при реализации таких товаров через комиссионера, что в данном случае осуществило Общество по договору комиссии от 18.12.2002 N 3-03, заключенному с ООО "Северный торговый дом".
В силу названных норм налогоплательщик должен представить в налоговый орган вместе с декларацией по ставке НДС 0% следующие документы, договор комиссии налогоплательщика с комиссионером; контракт лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика, с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара на счет налогоплательщика или комиссионера в российском банке; грузовая таможенная декларация с соответствующими отметками российских таможенных органов; копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Согласно материалам налоговой проверки (оспариваемое решение Инспекции, мотивированное заключение от 20.05.2004 N 11/10212) и представленным по настоящему делу доказательствам Общество выполнило требования пункта 10 статьи 165 НК РФ, представив одновременно с декларацией по ставке 0% за январь 2004 года документы, соответствующие требованиям пунктов 1 и 2 статьи 165 НК РФ.
Доводы налогового органа об отсутствии в представленных Обществом железнодорожных накладных отметок финляндской пограничной станции, а также письменного соглашения фирмы "Koskitukki" и ООО "Северный торговый дом" "на право продажи леса по договору комиссии" не основаны на положениях пунктов 1-2, 10 статьи 165, пунктов 1, 3 статьи 172 и пункта 4 статьи 176 НК РФ, определяющих порядок подтверждения права на применение ставки 0% и налоговых вычетов и возмещение НДС, уплаченных при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
Несостоятелен и довод налогового органа о том, что реализация товаров на предусмотренных контрактами от 10.07.2002 N TR1007002P-03 и от 12.12.2002 N NТН-2303/1 условия поставки FCA и DAF (Инкотермс-2000) произошла на территории Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения (в том числе по ставке 0%) признается реализация товаров (работ, услуг) именно на территории Российской Федерации, а из статьи 147 НК РФ следует, что в целях главы 21 Налогового кодекса территория Российской Федерации признается местом реализации товаров и тогда, когда товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации. Согласно же подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по ставке 0% производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а Инспекция не оспаривает факт вывоза товаров по контрактам от 10.07.2002 N TR1007002P-03 и от 12.12.2002 N NТН-2303/1 с территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 02.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 18.03.2005 Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-29176/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июня 2005 г. N А56-29176/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника