Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 июня 2005 г. N А56-45922/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д. и Зубаревой Н.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Приморск-Ресурсы" Глумовой Н.М. (доверенность от 29.04.2005), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга Смирновой Е.Е. (доверенность от 14.01.2005 N 20-05/361),
рассмотрев 09.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2004 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2005 (судьи Петренко Т.И., Борисова Г.В., Протас Н.И.) по делу N А56-45922/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Приморск-Ресурсы" (далее - ООО "Приморск-Ресурсы", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения от 20.10.2004 N 0409297 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга; далее - инспекция) об отказе Обществу в возмещении 4 620 078 руб. налога на добавленную стоимость за июнь 2004 года и обязании налогового органа возместить указанную сумму.
Решением суда от 28.12.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.03.2005, требования Общества удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение от 28.12.2004 и постановление от 24.03.2005 и отказать ООО "Приморск-Ресурсы" в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, регулирующих порядок применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Приморск-Ресурсы" представило в инспекцию декларацию по ставке 0 процентов за июнь 2004 года, в которой заявило к возмещению 4 797 400 руб. налога, уплаченного при приобретении и реализации товарно-материальных ценностей, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. Вместе с декларацией Общество подало документы, подтверждающие правомерность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Налоговый орган провел камеральную проверку представленных документов, по итогам которой составил акт от 19.10.2004 N 0409297 и принял решение от 20.10.2004 N 0409297 об отказе ООО "Приморск-Ресурсы" в возмещении 4 620 078 руб. налога на добавленную стоимость. По мнению инспекции, Общество не доказало факт оприходования топлива, приобретенного для дальнейшего вывоза с таможенной территории Российской Федерации, поскольку не представило в налоговый орган товарно-транспортные накладные. В связи с этим инспекция считает, что ООО "Приморск-Ресурсы" необоснованно применило налоговую ставку 0 процентов и налоговые вычеты при реализации товаров в таможенном режиме перемещения припасов.
Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и оспорил его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что товарно-транспортная накладная не относится к числу перечисленных в статье 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) документов, непредставление которых лишает налогоплательщика права применять налоговую ставку 0 процентов и налоговые вычеты при реализации товаров в таможенном режиме перемещения припасов. Кроме того, ООО "Приморск-Ресурсы" указывает на то, что им представлены в налоговый орган накладные по форме ТОРГ-12, подтверждающие факт передачи ему топлива от поставщика - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нева".
Суд первой инстанции и апелляционный суд, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами заявителя и признали недействительным оспариваемое решение инспекции.
Кассационная инстанция считает судебные акты правильными и не находит оснований для их отмены или изменения.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ обложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, производится по налоговой ставке 0 процентов. При этом в целях статьи 164 НК РФ припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 статьи 165 НК РФ, представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган). Причем при вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов представляется таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Как следует из пунктов 1-2 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Причем согласно пункту 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы вместе с отдельной налоговой декларацией документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, налогоплательщик вправе применить налоговую ставку 0 процентов и налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме перемещения припасов, при условии представления в налоговый орган вместе с отдельной налоговой декларацией документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.
Из материалов дела следует, что ООО "Приморск-Ресурсы" представило в инспекцию вместе с декларацией по ставке 0 процентов за июнь 2004 года все предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Данное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.
Вместе с тем инспекция считает, что Общество не вправе применять налоговые вычеты, поскольку им не представлены товарно-транспортные накладные, подтверждающие доставку топлива от поставщика и оприходование этого топлива.
Однако судом первой инстанции и апелляционным судом установлено, что ООО "Приморск-Ресурсы" арендует у своего поставщика - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нева" бункеровщик. Поставка топлива осуществлялась непосредственно на этот бункеровщик на складе поставщика, то есть Общество не перевозило товар ни автомобильным, ни железнодорожным транспортом, в связи с чем товарно-транспортные накладные не составлялись. Факт поставки топлива оформлялся товарными накладными по форме ТОРГ-12, которые и были представлены налоговому органу для проверки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции и апелляционный суд сделали правильный вывод о том, что инспекция необоснованно отказала Обществу в возмещении заявленной суммы налога на добавленную стоимость, и удовлетворили его требования.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2004 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2005 по делу N А56-45922/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2005 г. N А56-45922/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника