Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 июня 2005 г. N А56-50591/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Абакумовой И.Д. и Корпусовой О.А.,
рассмотрев 15.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2005 по делу N А56-50591/04 (судья Масенкова И.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Куусакоски" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области, реорганизованной в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области, (далее - Инспекция) от 21.09.2004 N 13-24/27730, принятого по результатам камеральной проверки декларации заявителя по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставке 0% за май 2004 года.
Решением от 15.02.2005 суд удовлетворил данное заявление, установив несоответствие оспариваемого решения пункту 9 статьи 165 и пункту 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. Поскольку Общество не подтвердило обоснованность применения ставки 0% по обороту в размере 12 520 810 руб., налоговый орган считает, что указанная сумма подлежит налогообложению как реализация товара на территории Российской Федерации, а "согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ данный оборот должен быть включен в налогооблагаемую базу по НДС за май 2004 года, когда произошла реализация товара".
Представители сторон, извещенных о месте и времени слушания дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела 21.06.2004 Общество вместе с декларацией по ставке НДС 0% за май 2004 года представило в Инспекцию пакет документов для подтверждения права на применение этой ставки налога и заявление о возврате 10 641 954 руб. НДС за указанный период.
Проверив представленные документы в камеральном порядке, налоговый орган установил их соответствие требованиям пункта 1 статьи 165 НК РФ, однако решением от 26.08.2004 N 13-23/24844 отказал в возмещении 2 547 770 руб. НДС со ссылкой на то, что выручка за товары, отгруженные в мае 2004 года по контрактам от 08.03.2003 N КК-А12004 и N KK-Fe2004, поступила не в полном объеме, вследствие чего не подтвержден экспортный оборот на сумму 12 520 810 руб. и право на возмещение 2 129 455 руб. НДС, а 418 315 руб. названного налога в нарушение пункта 3 статьи 172 НК РФ "предъявлены к возмещению в полном объеме без распределения на подтвержденный и неподтвержденный экспорт".
Вместе с тем, решением от 21.09.2004 N 13-24/27730, тоже принятым по результатам указанной проверки, Инспекция освободила Общество от налоговой ответственности в порядке пункта 1 статьи 109 НК РФ, но предложила ему уплатить 2 253 746 руб. НДС, начисленных по ставке 18% с оборота в размере 12 520 810 руб. Начисления названной суммы налога основано на том, что налогоплательщик не подтвердил право на применение ставки 0% по товарам, отгруженным им по девяти грузовым таможенным декларациям, а следовательно, "согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ данный оборот должен быть включен в налогооблагаемую базу по НДС за май 2004 года, когда произошла реализация товара, а налог, исчисленный с этой базы, уплачен по сроку 20.06.2004".
Кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение от 21.09.2004 N 13-24/27730, принятое Инспекцией с нарушением норм главы 21 Налогового кодекса РФ и прав заявителя.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены в пункте 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-6 и 8 пункта 1 статьи 164, налогоплательщик должен представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, на основании которых налоговый орган обязан в трехмесячный срок принять решение о возмещении налога путем зачета или возврата либо об отказе в его возмещении (полностью или частично).
Пункт 1 статьи 165 НК РФ содержит перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налогоплательщиком ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
Согласно же пункту 9 статьи 165 НК РФ документы, указанные в пунктах 1-5 этой статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных в подпунктах 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита.
Из второго абзаца пункта 9 статьи 165 НК РФ следует, что если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита налогоплательщик не представил соответствующие документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 18 процентов.
Названная норма консолидируется с положениями пункта 9 статьи 167 НК РФ, устанавливающего момент определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг). Согласно указанной норме моментом определения налоговой базы по товарам (работам, услугам), предусмотренным подпунктами 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В случае, если полный пакет указанных документов не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, момент определения налоговой базы по этим товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ.
Однако Инспекция в ходе налоговой проверки установила, что в мае 2004 года Общество осуществило отгрузку товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта согласно представленным в налоговый орган контрактам и грузовым таможенным декларациям, отразив эти обороты в декларации по ставке НДС 0% за май 2004 года. То обстоятельство, что заявитель не подтвердил, по мнению Инспекции, право на применение ставки 0% по указанной декларации в отношении части товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, не является основанием для начисления недоимки по ставке НДС 18% за май 2004 года, поскольку пунктом 9 статьи 165 НК РФ налогоплательщику предоставлено право на сбор документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения ставки 0%, в течение 180 дней, считая с даты выпуска таможенными органами товаров в режиме экспорта.
В силу названной нормы и пункта 9 статьи 167 НК РФ только в случае, если полный пакет документов, указанных в пункте 1 статьи 165 НК РФ, не собран налогоплательщиком на 181-й день с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта, налоговая база по товарам, вывезенным в таможенном режиме экспорта, определяется по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ и подлежит налогообложению по ставкам 10% или 18%. Следует также отметить, что установленная пунктом 3 статьи 164 НК РФ ставка 18% применяется в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 этой статьи.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал, что начисление Обществу 2253746 руб. недоимки по ставке НДС 18% за май 2004 года до истечения 180 дней с даты выпуска товаров таможенными органами в режиме экспорта не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания недействительным оспариваемого решения Инспекции.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а решение суда от 15.02.2005 считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2005 по делу N А56-50591/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2005 г. N А56-50591/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника