Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 июня 2005 г. N А56-42422/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Ветошкиной О.В., Кочеровой Л.И., при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Семеновой Т.К. (доверенность от 29.12.04), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Илларионова В.Л. (доверенность от 30.06.04 N 02/2092),
рассмотрев 22.06.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.05 (судья Зотеева Л.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.05 (судьи Шульга Л.А., Борисова Г.В., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-42422/04,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения от 30.07.04 N 10-32 и предписания от 30.07.04 N 10/2920-33 Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФАС).
Решением суда от 31.01.05 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.04.05 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального права. Податель жалобы указывает на то, что Указом Президента Российской Федерации от 09.03.04 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ от 09.03.04 N 314) Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства упразднено, а следовательно, дело об антимонопольном правонарушении в отношении общества, возбужденное Территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ТУ МАП), подлежало прекращению в связи с упразднением последнего.
По мнению общества, факт переименования ТУ МАП в УФАС не означает, что в период с 12.03.04 (дата вступления в силу Указа от 09.03.04 N 314) по 03.06.04 (дата внесения записи о включении УФАС в Единый реестр юридических лиц) ТУ МАП осуществляло функции вновь образованной Федеральной антимонопольной службы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель УФАС возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, определением ТУ МАП от 14.04.04 N 10/1194-63 в отношении общества возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения положений статьи 5 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон).
Определением от 20.05.04 N 10/1624-82 ТУ МАП истребовало у общества документы, необходимые для правильного разрешения дела.
В связи с непредставлением запрошенных документов УФАС вынесло определение от 09.07.04 о возбуждении дела о нарушении заявителем требований статьи 14 Закона.
Решением УФАС от 30.07.04 N 10-32 бездействие общества, выразившееся в непредставлении антимонопольному органу информации, необходимой для осуществления его законной деятельности, признано нарушением положений статьи 14 Закона.
Предписанием от 30.07.04 N 10/2920-33 антимонопольный орган обязал заявителя устранить последствия нарушения требований статьи 14 Закона путем представления в срок до 30.09.04 информации, истребованной определением от 20.05.04 N 10/1624-82.
В силу статьи 14 Закона коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности.
В соответствии со статьей 11 Закона проведение государственной политики по содействию развития товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом (пункт 1). Полномочия федерального антимонопольного органа определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2). Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих полномочий вправе создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (пункт 3).Территориальные органы подведомственны федеральному антимонопольному органу и осуществляют деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе положения, утвержденного федеральным антимонопольным органом. Федеральный антимонопольный орган наделяет территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции (пункт 4).
Согласно пункту 5 статьи 12 Закона антимонопольный орган вправе проводить проверку соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, получать от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной и устной формах.
На момент истребования ТУ МАП у общества соответствующих документов контроль за соблюдением антимонопольного законодательства осуществлялся Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в пределах полномочий, установленных Положением о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.99 N 793. Названный нормативный правовой акт признан утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 N 331, которым утверждено Положение о Федеральной антимонопольной службе.
При вынесении определений от 14.04.04 N 10/1194-63 и от 20.05.04 N 10/1624-82 ТУ МАП руководствовалось Положением о территориальном управлении Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 05.12.02 N 800. Указанное положение действовало вплоть до вступления в силу Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 13.10.04 N 135.
В соответствии с пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.03.04 N 379-р работники упраздняемых и преобразуемых федеральных органов исполнительной власти продолжают выполнять возложенные на них обязанности до передачи функций упраздняемых органов соответствующим федеральным органам исполнительной власти и завершения организационно-штатных мероприятий в преобразуемых органах.
Приведенные правовые нормы являются воплощением принципа непрерывности осуществления исполнительной власти во времени.
Указом от 09.03.04 N 314 упразднено Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции которого переданы вновь образованной Федеральной антимонопольной службе (пункты 12, 13).
По смыслу положений Указа от 09.03.04 N 314 упразднение Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства не означает немедленного прекращения полномочий его территориальных органов со дня вступления в силу соответствующего акта Президента Российской Федерации. Упразднение государственных структур и образование на их месте новых представляет собой длительный процесс, связанный с осуществлением комплексных мероприятий организационного характера по распределению функций упраздняемых структур, проведению ликвидационных мероприятий, утверждению штатов новых структур, подготовке и принятию соответствующей нормативной базы и других.
Таким образом, Указом от 09.03.04 N 314 лишь принято решение об упразднении и преобразовании некоторых федеральных органов исполнительной власти и обозначен круг мероприятий, необходимых для реализации этого решения. Об упразднении Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства как о свершившемся факте можно говорить только после осуществления соответствующих мероприятий.
Правовая позиция общества, согласно которой со дня вступления в силу Указа от 09.03.04 N 314 до момента наделения соответствующими полномочиями территориальных органов Федеральной антимонопольной службы ТУ МАП не имело права истребовать у заявителя каких-либо документов, противоречит положениям действовавших в тот период постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.99 N 793 и приказа Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 05.12.02 N 800.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что заявитель не представил в антимонопольный орган запрошенные документы, в связи с чем бездействие общества правомерно расценено как нарушение требований статьи 14 Закона.
Кассационная инстанция отклоняет довод заявителя о том, что дело об антимонопольном правонарушении подлежало прекращению в связи с упразднением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Согласно пункту 4 статьи 27 Закона рассмотрение антимонопольным органом представлений органов и заявлений организаций и физических лиц, принятие решений и выдача предписаний, предусмотренных названным Законом, а также контроль за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляется в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.
В соответствии с пунктом 2.14 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 25.07.96 N 91 (действовали в период производства по делу об антимонопольном правонарушении), производство по делу может быть прекращено до вынесения решения по существу в случаях:
- добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства лицом, его совершившим;
- неподтверждения антимонопольным органом наличия фактов нарушения антимонопольного законодательства.
Осуществление мероприятий по упразднению федерального антимонопольного органа не отнесено к основаниям для прекращения производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.05 по делу N А56-42422/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2005 г. N А56-42422/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника