Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 июня 2005 г. N А26-297/2005-216
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Ветошкиной О.В., Кочеровой Л.И., при участии от государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия Савельевой Н.Е. (доверенность от 04.03.05 N 01-61/5-3898),
рассмотрев 22.06.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Седьмой континент" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.02.05 по делу N А26-297/2005-216 (судья Романова О.Я.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Седьмой континент" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - фонд) от 19.10.04 N 388 в части отказа обществу в возмещении расходов по выплате работнику общества 33 803 руб. пособия по беременности и родам и пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, а также об обязании фонда возместить заявителю указанную сумму.
Решением суда от 17.02.05 обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда, поскольку изложенные в нем выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, выплата работнику спорной суммы произведена на законных основаниях.
В отзыве на кассационную жалобу фонд просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель фонда возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Дело рассмотрено без участия представителей общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что в июне 2004 года общество выплатило своему работнику Сидорихиной Ю.В., принятой на работу с 01.05.04, 33 458 руб. пособия по беременности и родам и 345 руб. пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности. Размер пособия по беременности и родам исчислен исходя из среднего заработка работника, определенного на основании фактического заработка за 18 трудовых дней в мае 2004 года.
Решением от 19.10.04 N 388 фонд отказал заявителю в выделении средств на возмещение указанных расходов как произведенных с нарушением положений действующего законодательства.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в редакции Федерального закона от 25.07.02 N 116-ФЗ (далее - Закон от 19.05.95 N 81-ФЗ) пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, отнесены к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей. Порядок назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливается Правительством Российской Федерации в части, не определенной названным законом.
Согласно статье 4 Закона от 19.05.95 N 81-ФЗ выплата пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу статей 8 и 10 Закона от 19.05.95 N 81-ФЗ пособие по беременности и родам женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, устанавливается в размере среднего заработка (дохода). Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, выплачивается в размере 300 руб.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 08.12.03 N 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" в 2004 году пособие по беременности и родам исчисляется из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих отпуску по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. Работнику, который в последние 12 календарных месяцев перед отпуском по беременности и родам проработал фактически менее трех месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
Из материалов дела следует, что Сидорихина Ю.В. проработала в обществе менее трех месяцев до отпуска по беременности и родам, в связи с чем выплата ей пособия по беременности и родам в размере среднего заработка произведена заявителем с нарушением приведенных нормативных положений.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" расходы на обязательное социальное страхование, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации, не принимаются к зачету страховщиком.
Полностью отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд сослался на отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что Сидорихина Ю.В. фактически приступила к исполнению трудовых обязанностей в должности товароведа.
Вместе с тем наличие между Сидорихиной Ю.В. и обществом трудовых отношений подтверждается трудовым договором от 01.05.04, расчетной ведомостью за июнь 2004 года о выплате заработной платы и не оспаривается фондом.
Как следует из оспариваемого решения фонда, отказ обществу в возмещении расходов по выплате Сидорихиной Ю.В. государственных пособий мотивирован отсутствием сведений о квалификации и профессиональных качествах работника, дающих право на установление повышенного должностного оклада. Спор возник по поводу размера пособия по беременности и родам, выплаченного работнику, предъявленного к возмещению. При этом факт работы Сидорихиной Ю.В. в обществе до отпуска по беременности и родам не ставится фондом под сомнение.
Следовательно, Сидорихина Ю.В. имеет право на пособие по беременности и родам в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.
Кроме того, общество правомерно выплатило Сидорихиной Ю.В. 345 руб. пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, поскольку размер такого пособия является фиксированным и не зависит от среднего заработка работника.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует установить размер расходов по выплате Сидорихиной Ю.В. государственных пособий, произведенных в соответствии с требованиями действующего законодательства, и подлежащих возмещения обществу, и с учетом изложенных в настоящем судебном акте указаний принять законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.02.05 по делу N А26-297/2005-216 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2005 г. N А26-297/2005-216
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника