Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 июня 2005 г. N А56-17480/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н., при участии от открытого акционерного общества "Мостоотряд N 19" Малич В.А. (доверенность от 21.02.2005 N 44) и Квашнина В.И. (доверенность от 11.10.2004 N 77), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Цой С.В. (доверенность от 11.01.2005 N 03-09/Д7),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение от 27.10.2004 (судья Захаров В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 01.03.2005 (судьи Спецакова Т.Е., Градусов А.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17480/04, установил:
Открытое акционерное общество "Мостоотряд N 19" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения заявленных требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу, (далее - налоговая инспекция) от 26.04.2004 N 10-31/191 в части доначисления 450 934,4 руб. единого социального налога за 2001 год, начисления 157 774,56 руб. пеней за нарушение сроков уплаты единого социального налога и 29 848,57 руб. пеней за нарушение срока уплаты налога на доходы физических лиц, а также привлечения Общества к ответственности за неуплату (неполную уплату) единого социального налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 54 624,31 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 27.10.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.03.2005 решение суда от 27.10.2004 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов в части признания недействительным решения налогового органа о доначислении за 2001 год 224 696,70 руб. единого социального налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования Российской Федерации, начисления соответствующей суммы пеней и наложения штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований в этой части. Податель жалобы считает, что при вынесении решения судами неправильно применены нормы материального права. По мнению налоговой инспекции, при приеме иностранных граждан на работу по трудовым договорам Общество как работодатель обязано было в 2001 году исчислять и уплачивать единый социальный налог в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, с выплат, производимым по трудовым договорам названным гражданам, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные лица обладают правом на социальное обеспечение и медицинскую помощь.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по данному делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества просили оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией в декабре 2003 года - феврале 2004 года проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах (правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц, своевременности и достоверности представления сведений о доходах физических лиц за период с 01.01.2001 по 01.12.2003, единого социального налога за период с 01.01.2001 по 01.01.2003, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 01.01.2003). В ходе проверки налоговым органом выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте от 10.03.2004 N 3.
Решением налогового органа от 26.04.2004 N 10-31/191, принятым на основании акта выездной проверки с учетом представленных налогоплательщиком разногласий, Общество привлечено к налоговой ответственности по статьям 122 и 123 НК РФ, кроме того, ему предложено в срок, установленный в требовании, уплатить доначисленные суммы налогов, пеней и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Считая решение налоговой инспекции по отдельным вопросам не основанным на нормах законодательства о налогах и сборах, Общество обжаловало его в арбитражном суде, направив настоящее заявление.
В частности, в поданном в суд заявлении Общество просит признать недействительным решение налоговой инспекции о доначислении 224 696,70 руб. единого социального налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования Российской Федерации, начислении соответствующей суммы пеней и наложении штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Основанием доначисления указанных сумм послужило признание налоговым органом неправомерным использование Обществом в 2001 году льготы по единому социальному налогу, предусмотренной пунктом 2 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ).
Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили правомерность использования Обществом в 2001 году названной льготы. Принимая такое решение, суды исходили из того, что пунктом 2 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ, предусмотрено освобождение от налогообложения выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан, работающих по трудовому договору, так как на них не распространяется общеустановленный порядок социального обеспечения и обязательного медицинского страхования.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает этот вывод судов ошибочным, а судебные акты в указанной части - подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками единого социального налога являются работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе организации.
Согласно пункту 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц (пункт 1 статьи 237 НК РФ).
Сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 243 НК РФ).
В абзаце втором пункта 2 статьи 239 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2002 N 166-ФЗ) указано, что освобождаются от уплаты единого социального налога налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.
Следовательно, работодатель вправе не начислять налог на выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие работники не обладают правом на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств упомянутых фондов.
Если законодательством Российской Федерации этот вопрос не урегулирован или право решения этого вопроса предоставлено сторонам по договору, работодатель вправе не начислять налог на выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, если условиями договора, заключенного налогоплательщиком с иностранными гражданами и лицами без гражданства, закреплено положение о том, что данные иностранные граждане и лица без гражданства не обладают правом на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств упомянутых фондов. При этом условия договора не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о медицинском страховании), устанавливающей права граждан Российской Федерации в системе медицинского страхования, граждане Российской Федерации имеют право на обязательное и добровольное медицинское страхование; получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства; получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса, и другие перечисленные в статье 6 права.
В этой же статье указано, что нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, установленные Законом о медицинском страховании и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора.
Права и обязанности лиц, не имеющих гражданства, в системе медицинского страхования, предусмотрены статьей 7 Закона о медицинском страховании. Предусмотрено, что на территории Российской Федерации лица, не имеющие гражданства, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации.
Вопросы медицинского страхования иностранных граждан урегулированы в статье 8 Закона N 1499-1. Согласно нормам названной статьи иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное. Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.1998 N 1488 утверждено Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации. В пункте 2 Положения указано, что этот документ не распространяется на иностранных граждан, работающих в Российской Федерации по трудовым договорам или проживающих в Российской Федерации в общей сложности более 183 дней, то есть на них распространяется общеустановленный порядок уплаты налога.
Аналогичным образом разъяснен порядок уплаты налога в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования за иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в пунктах 20 (2000 год) и 22.2 (2002 год) Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденных соответственно приказами от 29.12.2000 N БГ-3-07/465 и от 05.07.2002 N БГ-3-05/344.
В названных Методических рекомендациях разъяснено, что налог, в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, начисляется на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, и на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим только по трудовым договорам, независимо от срока их проживания на территории Российской Федерации.
В письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 03.11.1999 N 5545/30-3/и также указано, что при занятии иностранными гражданами трудовой деятельностью в Российской Федерации обязательное медицинское страхование и выдача им страховых медицинских полисов обязательного страхования осуществляется наравне с другими работниками предприятий.
Следовательно, в соответствии с законодательством Российской Федерации Общество обязано было начислять в 2001 году единый социальный налог в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, постоянно или временно проживающим в Российской Федерации и работающим у Общества по трудовым договорам.
В соответствии со статьей 236 Кодекса законов о труде Российской Федерации, действующего в 2001 году, все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" к застрахованным лицам относятся граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" у страхователя (работодателя) отношения по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора.
Учитывая содержание указанных нормативных актов, социальное страхование распространяется на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации, и, соответственно, с выплат, производимых этим работникам, начисляется единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации в 2001 году иностранные граждане, работавшие по трудовым договорам независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации, имели право на социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемые соответственно за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования.
Кроме того, кассационной инстанцией учитывается отсутствие в трудовых договорах, заключенных Обществом с иностранными гражданами, условия об отказе работников - иностранных лиц - от социального обеспечения либо медицинской помощи, осуществляемых соответственно за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования, равно как и условия о том, что названные работники не имеют права на социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств упомянутых фондов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для признания решения налоговой инспекции от 26.04.2004 N 10-31/191 недействительным в части доначисления 224 696,70 руб. единого социального налога за 2001 год в фонды обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования Российской Федерации, начисления соответствующей суммы пеней и наложения штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ. Выводы судов в этой части не соответствуют нормам материального права, а потому решение суда от 27.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 01.03.2005 подлежат отмене, а требования Общества в этой части - отклонению.
Принимая во внимание результат рассмотрения настоящего дела в суде кассационной инстанции, с Общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1700 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой (200 руб.), апелляционной (500 руб.) и кассационной (1000 руб.) инстанций.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 27.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 01.03.2005 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17480/04 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу от 26.04.2004 N 10-31/191 о доначислении 224 696,70 руб. единого социального налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования Российской Федерации, начислении соответствующей суммы пеней и наложении штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Мостоотряд N 19" в этой части отказать.
В остальной части решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Мостоотряд N 19" в доход федерального бюджета 1700 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанциях.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2005 г. N А56-17480/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника