Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 июня 2005 г. N А42-8094/04-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Абакумовой И.Д. и Дмитриева В.В.,
рассмотрев 22.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.02.2005 по делу N А42-8094/04-26 (судья Романова А.А.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску, реорганизованная в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Мурманску, (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Гасымова Лятифа Гаджи оглы 26 468 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 1098,42 руб. пеней и 5293,6 руб. штрафа, установленного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 28.02.2005 суд отказал Инспекции в удовлетворении заявления, установив соблюдение предпринимателем Гасымовым Л.Г. требований пункта 5 статьи 169 и статей 171-172 НК РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования. По мнению налогового органа, обжалуемое решение принято с нарушением норм материального права, а суд не оценил обстоятельства дела в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), так как истребованные Инспекцией в ходе проверки декларации по НДС за 4-й квартал 2003 года документы предприниматель представил только в суд (17.12.2004) после вынесения решения от 12.04.2004 о привлечении его к налоговой ответственности.
Представители сторон, извещенных о месте и времени слушания дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела Инспекция в ходе камеральной проверки декларации предпринимателя Гасымова Л.Г. по НДС за 4-й квартал 2003 года признала неправомерным предъявление к вычету 27 382 руб. НДС, вменив в вину нарушение в силу пункта 1 статьи 172 НК РФ. Вывод налогового органа основан на том, что по счетам-фактурам, выставленным предпринимателем Прокопенко Н.А. и оплаченными приходными кассовыми ордерами, налогоплательщик не представил кассовые чеки, предусмотренные Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием расчетных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ). Данные обстоятельства отражены в письме Инспекции от 19.03.2004 (лист дела 10), направленном Гасымову Л.Г. 24.03.2004 (лист дела 11).
Принятым по результатам проверки решением от 12.04.2004 N 6358дсп Инспекция начислила предпринимателю 26 468 руб. недоимки по НДС и 1098,42 руб. пеней, а также привлекла Гасымова Г.Л. к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 5293,6 руб. штрафа.
Поскольку налогоплательщик не выполнил требование налогового органа от 12.04.2004 N 39/3 об уплате недоимки, пени и налоговой санкции в пятидневный срок со дня получения названного решения, Инспекция в порядке статьи 48 НК РФ обратилась в суд с заявлением о взыскании с Гасымова Л.Г. названных сумм недоимки по НДС, пеней и штрафа
Решением от 28.02.2005 суд отказал в удовлетворении данного заявления, установив соблюдение предпринимателем Гасымовым Л.Г. требований статей 171-172 НК РФ на основании представленных в ходе судебного разбирательства первичных учетных документов, в том числе и кассовых чеков, подтверждающих факт уплаты Гасымовым Л.Г. 27 382 руб. НДС на основании счетов-фактур, выставленных предпринимателем Прокопенко Н.А. на оплату товаров, что Инспекция не оспаривает.
При этом суд правомерно руководствовался положениями части 6 статьи 215 АПК РФ, согласно которой суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания задолженности. Согласно же пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 названного Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат, если иное не установлено этой статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.
Инспекция не оспаривает наличие у Гасымова Г.Л. на момент предъявления к вычету 27 382 руб. НДС по декларации за 4-й квартал 2003 года первичных документов, подтверждающих факт уплаты им указанной суммы налога в составе стоимости товаров, приобретенных у предпринимателя Прокопенко Н.А., что свидетельствует о соблюдении им требований пункта 1 статьи 172 НК РФ.
Следует также отметить, что для подтверждения этого обстоятельства налогоплательщик представил счета-фактуры, выставленные ему продавцом, и приходные кассовые ордера от 01.12.2003 N 12, от 20.12.2003 N 340 и от 29.12.2003 N 590, которые в силу пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пункта 1.1 Постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризаций" приходный кассовый ордер (N КО-1) является унифицированной формой первичной учетной документации.
При таких обстоятельствах суд правомерно указал на отсутствие оснований для начисления предпринимателю недоимки и пеней по НДС за 4-й квартал 2003 года, а следовательно, и для привлечения его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату налога.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятое по делу решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.02.2005 по делу N А42-8094/04-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2005 г. N А42-8094/04-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника