Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 июня 2005 г. N А42-556/2005-17
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Троицкой Н.В., Шевченко А.В.,
рассмотрев 28.06.2005 в открытом судебном заседании кассационною жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.02.2005 по делу N А42-556/2005-17 (судья Сигаева Т.К.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Гегчаевой Алимы Абузар Кызы (далее - предприниматель) 100 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение налоговым агентом срока представления в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2004 года.
Решением от 28.02.2005 суд отказал налоговой инспекции в удовлетворении заявленных требований, в связи с пропуском шестимесячного срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, предусмотренного пунктом 1 статьи 115 НК РФ.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить обжалуемый судебный акт и принять по делу новое решение, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность оспариваемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Гегчаева Алима Абузар Кызы, зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица Управлением Первомайского административного округа города Мурманска (свидетельство от 23.11.2001 N 19586) представила в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2004 года.
В ходе камеральной проверки инспекция установила, что при сроке представления 20.07.2004, фактически декларация была представлена 21.07.2004.
Письмом от 16.11.2004 N 40-26.4/55-166249 инспекция сообщила предпринимателю о возбуждении в отношении ее производства о налоговом правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьями 126, 119 НК РФ, предложив представить свои объяснения и возражения и явиться для рассмотрения материалов проверки.
Из представленной Гегчаевой А. в налоговый орган объяснительной от 03.12.2004 следует, что декларация предпринимателем была сдана в инспекцию своевременно (20.07.2004 опущена в специальный ящик для приема документов от физических лиц).
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных возражений налоговым органом было принято решение от 08.12.2004 N 1141/5 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб. за несвоевременное представление в установленный срок декларации по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2004 года.
Поскольку решением налогового органа от 07.07.2004 N 824/5 предприниматель ранее привлекалась к ответственности за аналогичное правонарушение, данное обстоятельство, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 НК РФ расценено инспекцией как отягчающее ответственность, поэтому на основании пункта 4 статьи 114 НК РФ размер штрафа увеличен на 100%.
Учитывая, что требование налогового органа от 08.12.2004 N 1141/5 об уплате налоговой санкции в течение 5 дней с момента получения решения в добровольном порядке исполнено не было, инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установив факт правонарушения, отказал налоговому органу в удовлетворении заявления, в связи с пропуском шестимесячного срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, предусмотренного пунктом 1 статьи 115 НК РФ.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает, принятое решение законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 НК РФ, за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику или другим лицам, указанным налогоплательщиком.
Согласно пункту 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае арендаторы указанного имущества признаются налоговыми агентами. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В силу пункта 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 1 статьи 126 НК РФ определено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Факт совершения предпринимателем налогового правонарушения (несвоевременное представление декларации по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2004 год) установлен судом. При этом суд пришел к выводу об отсутствии у налогового органа основании для увеличения размера штрафа в соответствии с пунктом 4 статьи 114 НК РФ.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
В пункте 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что, поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ, срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. Кроме того, в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 указано, что данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Моментом обнаружения правонарушения, с которого у налоговых органов возникает право обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции, предусмотренной статьей 126 НК РФ, в данном случае следует считать день получения налоговым органом декларации по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2004 года.
Из материалов дела следует, и судом установлено, что декларация от 20.07.2004 была направлена предпринимателем по почте и поступила в налоговую инспекцию, согласно входящему штемпелю на конверте 22.07.2004. (л.д. 11).
Таким образом, моментом обнаружения правонарушения, с которого у налоговых органов возникает право обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, следует считать 22.07.2004. Поэтому последним днем установленного пунктом 1 статьи 115 НК РФ шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции, является 22.01.2005.
Поскольку последний день шестимесячного срока попадает на нерабочий день (22.01.2005), то в соответствии со статьей 6.1 НК РФ днем окончания срока считается 24.01.2005 (ближайший следующий за ним рабочий день).
Инспекция согласно входящему штемпелю арбитражного суда обратилась в суд с заявлением 25.01.2005, то есть, с пропуском установленного пунктом 1 статьи 115 НК РФ срока на 1 день.
Довод подателя жалобы о том, что заявление о взыскании с предпринимателя налоговых санкций было направлено в арбитражный суд 21.01.2005, не подтверждается материалами дела и подлежит отклонению.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Реестр об отправке заказной корреспонденции, подтверждающий направление заявления в арбитражный суд 21.01.2005 в материалах дела отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, указав на нарушение налоговым органом шестимесячного срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований и у кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.02.2005 по делу N А42-556/2005-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2005 г. N А42-556/2005-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника