Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 июня 2005 г. N А13-173/2005-07
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Ветошкиной О.В., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 30.06.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.02.05 по делу N А13-173/2005-07 (судья Богатырева В.А.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Альтернатива" (далее - общество) 5 467 руб. штрафа за нарушение срока представления сведений за 2002 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 21.02.05 в удовлетворении требований, заявленных Управлением, отказано в связи с истечением срока давности взыскания санкций, установленного пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы считает, что не нарушил срок давности взыскания финансовых санкций, поскольку этот срок следует исчислять с момента обнаружения правонарушения. При этом моментом обнаружения является день представления страхователем таких сведений. До дня представления сведений орган Пенсионного фонда Российской Федерации лишен возможности рассчитать размер штрафа, поскольку он установлен в процентном отношении от суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 15 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлена обязанность страхователя, в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации указанные сведения один раз в год, но не позднее 01 марта.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В данном случае судом установлено, что общество до 01.03.03 не представило в Управление, подлежащие представлению сведения, о чем отделение фонда составило акт от 31.08.04 N 7069, на основании которого решением от 16.09.04 N 7/34 правомерно привлекло общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 5 467 руб. штрафа.
Однако, отказав Управлению в удовлетворении требований о взыскании с общества штрафа, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 2 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, Закона N 167-ФЗ, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 37 постановления от 28.02.01 N 5, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля. В таких случаях установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ срок должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется с учетом характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Поскольку в данном случае общество зарегистрировано в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве страхователя с 04.12.91 и срок сдачи сведений установлен законом (ежегодно до 01 марта), Управлению уже 02 марта 2003 года стало известно о нарушении обществом требования о сдаче сведений за 2002 год. Таким образом, именно с этой даты, как правильно указал суд первой инстанции, следует исчислять срок на подачу заявления в суд, который истек 02.09.03.
Поскольку Управление обратилось с заявлением в суд в январе 2005 года, то есть за пределами истечения указанного срока, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Довод Управления о невозможности определения размера штрафа из-за отсутствия сведений о сумме страховых взносов отклоняется судом кассационной инстанции как бездоказательный.
Необходимую информацию Управление могло получить у налоговой инспекции, куда общество, как видно из материалов дела, представило 27.03.03 декларацию по страховым взносам за 2002 год.
Сведений о том, когда запрашивалась такая информация у налоговой инспекции и когда получен от налогового органа Управлением ответ, в материалах дела нет. Управление суду такие сведения не представило.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны по окончании расчетного периода (года) представлять в налоговый орган декларацию по страховым взносам не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Одновременно в пункте 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ установлена обязанность страхователя по окончании расчетного периода (года) представить страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
Таким образом, Управление имело возможность задолго до составления акта о совершенном плательщиком правонарушении рассчитать сумму финансовых санкций, подлежащих взысканию на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.02.05 по делу N А13-173/2005-07, оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2005 г. N А13-173/2005-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника