Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 июня 2005 г. N А26-5927/04-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Изотовой С.В. и Тарасюка И.М.,
при участии от Министерства финансов Республики Карелия Долгова Ю.В. (доверенность от 12.01.2005), от МУ "Жилищный контроль" Туркиной А.Л. (доверенность от 29.12.2004),
рассмотрев 28.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.11.2004 (судья Денисова И.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2005 (судьи Жиляева Е.В., Герасимова М.М., Медведева И.Г.) по делу N А26-5927/04-14,
установил:
Муниципальное учреждение по управлению жилищным фондом "Служба заказчика" (далее - МУ "Служба заказчика") обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) о взыскании 20 104 861,56 руб. расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2003 году гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) и Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" (далее - Указ N 1235).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Петрозаводска (далее - Администрация).
Решением от 30.11.2004, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2005, исковые требования полностью удовлетворены за счет казны Республики Карелия.
В кассационной жалобе Минфин РК просит отменить судебные акты и отказать в иске, указывая на следующее:
- Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" не предусмотрено выделение Республике Карелия целевых средств для компенсации расходов, связанных с реализацией Закона N 5-ФЗ, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению за счет Российской Федерации;
- компенсация расходов, связанных с предоставлением льгот при внесении платы за капитальный ремонт, должна производиться за счет средств местного бюджета;
- в пользу истца необоснованно взыскано 4 049 300 руб., составляющих сумму налога на добавленную стоимость.
До начала слушания дела представитель муниципального учреждения "Жилищный контроль" (далее - МУ "Жилищный контроль") заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве и просил произвести замену МУ "Служба заказчика" на МУ "Жилищный контроль".
Суд кассационной инстанции, выслушав мнение представителя Минфина РК и исследовав представленные постановление главы самоуправления г. Петрозаводска от 17.05.2005 N 1070, устав МУ "Жилищный контроль" и свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 10 N 000910665, полагает, что заявленное ходатайство о процессуальном правопреемстве в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит удовлетворению.
В судебном заседании представитель Минфина РК поддержал доводы кассационной жалобы, представитель МУ "Жилищный контроль" возразил против ее удовлетворения.
Администрация, надлежащим образом уведомленная о времени и месте слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, МУ "Служба заказчика" в рамках своей уставной деятельности осуществляет организацию предоставления жилищно-коммунальных услуг населению путем заключения соответствующих договоров с поставщиками этих услуг.
При взимании платы за жилье и коммунальные услуги, оказанные по названным договорам в 2003 году, истец в соответствии с Законом N 5-ФЗ и Указом N 1235 предоставлял гражданам льготы в виде 50-процентной скидки в их оплате.
Понесенные в связи с зтим расходы были возмещены МУ "Служба заказчика" не в полном объеме, в результате чего у истца образовалась задолженность перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг в общей сумме 20 104 861,56 руб., что и послужило основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд.
Пунктами 1 и 2 Указа N 1235 предусмотрено предоставление проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, льгот по материально-бытовому обеспечению, установленных для участников и инвалидов Великой Отечественной войны за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, т.е. за счет источников, установленных Законом N 5-ФЗ.
Согласно статье 10 Закона N 5-ФЗ расходы на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок возмещения данных расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах расходы истца, понесенные им в результате предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг при реализации Закона N 5-ФЗ и Указа N 1235, подлежат возмещению за счет средств бюджета Республики Карелия.
Суд первой инстанции, установив факт недостаточности денежных средств, выделенных Администрации из республиканского бюджета на реализацию упомянутых нормативных актов, вынес обоснованное решение об удовлетворении иска за счет казны субъекта Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с доводом Минфина РК о необоснованном включении в сумму иска недополученной платы за капитальный ремонт, поскольку в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах социальной защиты населения", законность которого проверялась Верховным Судом Российской Федерации, предусмотрено, что плата за капитальный ремонт жилищного фонда включается в структуру платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от форм собственности.
Довод Минфина РК о том, что в пользу истца необоснованно взыскано 4 049 300 руб., составляющих сумму налога на добавленную стоимость, не может быть принят во внимание, поскольку из материалов дела не следует, что предъявленная ко взысканию сумма включала названный налог.
Ввиду того, что обжалуемые судебные акты вынесены в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
В связи с отклонением кассационной жалобы приостановление исполнения решения от 30.11.2004. принятое определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.05.2005, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 48, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
произвести процессуальное правопреемство, заменив Муниципальное учреждение по управлению жилищным фондом "Служба заказчика" на муниципальное учреждение "Жилищный контроль".
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.11.2004 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2005 по делу N А26-5927/04-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Республики Карелия от 30.11.2004 по названному делу, принятое определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.05.2005, отменить.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июня 2005 г. N А26-5927/04-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника