Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 июля 2005 г. N А56-47976/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Ветошкиной О.В., Кочеровой Л.И., при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Петровой А.С. (доверенность от 27.06.05 N ОВ/2061),
рассмотрев 29.06.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кайзер" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.05 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.05 (судьи Петренко Т.И., Борисова Г.В., Протас Н.И.) по делу N А56-47976/2004,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кайзер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФАС) от 12.11.04 N 08/4860 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 24.01.05 оспариваемое постановление УФАС признано незаконным и отменено в части взыскания штрафа в размере, превышающем 500 минимальных размеров оплаты труда. В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.04.05 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. По мнению подателя жалобы, суммарная балансовая стоимость активов приобретателя и хозяйствующего субъекта, доля в уставном капитале которого отчуждается, определяется на дату, предшествующую заключению договора купли-продажи доли.
В судебном заседании представитель УФАС возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, заявитель в соответствии с договором от 22.03.04, заключенным с закрытым акционерным обществом "Цейзер", приобрел долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "Модуль-проект", составляющую 100 процентов уставного капитала, без согласия антимонопольного органа. Изменения в устав общества с ограниченной ответственностью "Модуль-проект" внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 01.06.04.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.8 КоАП РФ. Постановлением УФАС от 12.11.04 N 08/4860 на общество наложен административный штраф в размере 100 000 руб.
Признавая оспариваемое постановление УФАС частично незаконным, суды первой и апелляционной инстанций усмотрели в бездействии общества состав вменяемого ему в вину административного правонарушения, однако, снизили размер наложенного на заявителя штрафа до минимального с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций неправильно применили нормы материального права.
В соответствии со статьей 19.8 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 01.10.04) непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы ходатайств, заявлений, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 500 до 5 000 минимальных размеров оплаты труда.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции Федерального закона от 09.10.02 N 122-ФЗ; далее - Закон) приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций (долей), осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона предварительное согласие на осуществление сделок, указанных в пункте 1 названной статьи, требуется в случаях, если суммарная стоимость активов по последнему балансу лиц, указанных в пункте 1 этой статьи, превышает 200 000 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара более 35 процентов, либо приобретателем является группа лиц, контролирующих деятельность указанного хозяйствующего субъекта.
В главе 9 приложения 1 к Положению о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статьей 17 и 18 Закона, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 13.08.99 N 276 (далее - Положение), содержится перечень информации, представляемой при подаче ходатайства (уведомления) о приобретении акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества. Согласно пункту 2.4 параграфа 2 названного перечня при подаче ходатайства представляется последний вариант проекта договора, а при подаче уведомления - копия договора о приобретении акций (долей).
Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что сумма активов юридических лиц определяется по последнему балансу перед подачей ходатайства или уведомления.
По смыслу приведенных норм предварительное согласие антимонопольного органа на приобретение доли в уставном капитале хозяйственного общества должно быть получено до совершения сделки, то есть действий, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, суммарная стоимость активов приобретателя и хозяйствующего субъекта, доля которого в уставном капитале отчуждается, определяется по балансу на последнюю отчетную дату, предшествующую заключению договора купли-продажи доли. С учетом положений статьи 14 Федерального закона "О бухгалтерском учете" такой датой следует считать 31.12.03 (окончание отчетного периода).
Анализ положений статей 17 и 18 Закона позволяет сделать вывод о том, что законодатель четко разделяет подачу в антимонопольный орган ходатайства (предварительный контроль) и уведомления (последующий контроль). При этом предварительный контроль за совершением сделок по приобретению акций (долей) в уставном капитале хозяйственного общества осуществляется антимонопольным органом путем рассмотрения ходатайства заинтересованного лица, поданного до заключения соответствующей сделки.
Как следует из материалов дела, стоимость активов общества с ограниченной ответственностью "Модуль-проект" на 31.12.03 составляла 3 356 412 руб., то есть менее 200 000 минимальных размеров оплаты труда. Стоимость активов заявителя не может быть включена в суммарную стоимость активов приобретателя и лица, доля которого в уставном капитале отчуждается, поскольку общество зарегистрировано в качестве юридического лица только 30.01.04.
Таким образом, до заключения договора купли-продажи доли от 22.03.04 суммарная стоимость активов заявителя и общества с ограниченной ответственностью "Модуль-проект" по последнему балансу не превышала 200 000 минимальных размеров оплаты труда, в связи с чем у общества отсутствовала обязанность обратиться в антимонопольный орган с ходатайством о даче согласия на осуществление сделки.
При таких обстоятельствах отсутствует событие вменяемого обществу в вину административного правонарушения, что в силу пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат изменению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.05 по делу N А56-47976/2004 изменить.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции: "Признать незаконным и полностью отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 12.11.04 N 08/4860 о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Кайзер", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Некрасова, д. 40, пом. 29 (свидетельство о регистрации от 30.01.04, серия 78, N 004630971).".
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июля 2005 г. N А56-47976/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника