Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 июля 2005 г. N А26-828/2005-217
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Дмитриева В.В., Шевченко А.В.,
рассмотрев 12.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.03.2005 по делу N А26-828/2005-217 (судья Шатина Г.Г.)
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" (далее - общество) штрафа в размере 5000 рублей на основании статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение срока представления в налоговый орган информации о закрытии счета в банке.
Решением суда от 14.03.2005 в удовлетворении заявленных инспекцией требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт, указывая, на неправильное применение судом норм материального права. Инспекция не согласна с выводами суда относительно правовой природы специального транзитного валютного счета. Податель жалобы ссылается на то, что специальный транзитный счет открывается вместе с текущим валютным счетом на основании договора банковского счета, а зачисление и списание денежных средств с указанного счета осуществляется по поручению клиента. Следовательно, указанный счет, по мнению налогового органа, полностью соответствует признакам, указанным в статье 11 НК РФ.
Жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, инспекцией получено сообщение банка о закрытии ООО "Транссервис" 31.08.2004 валютного счета N 40702978425080300014 в Сегежском отделении N 7030 Карельского филиала N 8628 ОАО "АК Сбербанк РФ" (далее - Сбербанк). Сообщение общества о закрытии банковского в налоговый орган не представлено.
Решением налогового органа от 21.12.2004 N 21/03 по факту, совершенного обществом правонарушения, отраженного в акте от 30.11.2004 N 20, общество привлечено к налоговой ответственности на основании статьи 118 НК, в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб. В требовании от 30.12.2004 N 3533 инспекция предложила обществу уплатить штраф в срок до 10.01.2005.
Поскольку налогоплательщик добровольно штраф не уплатил, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.
Суд, установив отсутствие события налогового правонарушения, отказал заявителю в удовлетворении требования.
Кассационная инстанция считает вывод суда первой инстанции правомерным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов.
Согласно статье 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии либо закрытии им счета влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
В пункте 2 статьи 11 НК РФ приведено понятие счета, согласно которому счета (счет) - расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, понятие счета, используемого в Налоговом кодексе Российской Федерации, подразумевает наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке, возможность зачисления на счет денежных средств, возможность расходования денежных средств со счета.
Согласно имеющейся в материалах дела справки Сегежского отделения N 7030 Сбербанка от 07.12.2004 N 20-08/4045 обществу закрыт специальный транзитный валютный счет N 40702978425080300014.
В соответствии с пунктом 1.3 Указания Центрального банка России от 20.10.1998 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Указание N 383-У, утратило силу с 18.06.2004) специальный транзитный валютный счет - это счет, открываемый, уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты за рубли на валютном рынке и ее обратной продажи.
На специальный транзитный валютный счет зачисляются поступления в иностранной валюте в пользу резидента. Списание иностранной валюты со специального транзитного валютного счета резидента допускается только в случаях и порядке, установленных Указанием N 383-У.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, специальный транзитный валютный счет открывается резиденту банком в целях осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства в одностороннем порядке, одновременно с открытием текущего валютного счета и транзитного валютного счета, без заключения самостоятельного договора банковского счета об открытии специального транзитного валютного счета.
Открытие специального транзитного валютного счета является обязательным в силу императивных требований банковского и валютного законодательства и не зависит от волеизъявления налогоплательщика. Правовой режим счета, установленный Указанием N 383-У не предусматривает осуществление операций по уплате и взысканию налогов.
Закрытие специального, транзитного валютного счета, было произведено Сбербанком на основании отмены Центральным банком России Указания 383-У и так же не зависело от волеизъявления налогоплательщика.
Таким образом, поскольку специальный транзитный валютный счет не подпадает под определение счета, указанное в статье 11 НК РФ, у общества отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган об открытии названного счета.
Кроме того, пунктом 5 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы инспекции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.03.2005 по делу N А26-828/2005-217 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2005 г. N А26-828/2005-217
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника