Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 ноября 2000 г. N 4551
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Клириковой Т.В., Никитушкиной Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Балтийскому району города Калининграда на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.08.2000 по делу N 4551 (судьи Карамышева Л.П., Лузанова З.Б., Шпенкова С.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Балтрыбстрой" (далее - ОАО, общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Балтийскому району города Калининграда (далее - ИМНС) от 20.06.2000 в части взыскания с ОАО 49 706 руб. 10 коп. пеней.
ИМНС предъявлен встречный иск о взыскании с ОАО 11 910 руб. налоговых санкций, который принят судом к рассмотрению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 07.08.2000 признано недействительным решение ИМНС от 20.06.2000 N 410 в части взыскания с ОАО 49 706 руб. 10 коп. пеней. Встречный иск удовлетворен полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований ОАО, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Суд, по мнению ИМНС, неправильно применил пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), абзац 2 подпункта "а" пункта 30 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39).
ИМНС и ОАО о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО просит оставить решение суда без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ИМНС провела выездную налоговую проверку ОАО за период с 01.01.97 по 01.01.2000. По результатам проверки составлен акт от 26.05.2000 N 45 и принято решение от 20.06.2000 N 410 о привлечении ОАО к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В ходе проверки установлена неполная уплата обществом налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на приобретение автотранспортных средств, на перепродажу автомобилей, сбора за право торговли, за что ОАО начислено 49 706 руб. 10 коп. пеней, в том числе 22 163 руб. пеней по налогу на добавленную стоимость за 1999 год.
Налоговым органом пени по налогу на добавленную стоимость за 1999 год рассчитаны подекадно, что не соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно статье 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон об НДС) уплата налога производится ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20 числа следующего месяца, то есть налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный месяц. Таким образом, обязанность общества по уплате налога на добавленную стоимость возникает 20 числа месяца, следующего за отчетным, а не по окончании декады. В силу пункта 3 статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Предусмотренные абзацем 2 подпункта "а" пункта 30 Инструкции N 39 декадные платежи являются по своей сути авансовыми платежами, а не налогом; при этом законодателем не предусмотрено начисление пеней за просрочку их уплаты.
Материалами дела подтверждается исполнение обществом обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в 1999 году на условиях и в порядке, определенных Законом об НДС.
Выводы суда о неправомерности начисления пеней за нарушение подекадного срока уплаты налога на добавленную стоимость являются законными и обоснованными.
Принимая решение о признании недействительным решения ИМНС от 20.06.2000 N 410 в части взыскания остальной суммы пеней, суд исходил из того, что распоряжением Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по городу Калининграду от 14.09.98 N 2/2591 в период с 14.09.98 по октябрь 1998 года на имущество общества был наложен арест, вследствие чего налогоплательщик не имел возможности распорядиться своим имуществом для уплаты налогов.
Вместе с тем судом не учтено, что норма о наложении моратория на начисление пеней в случае ареста имущества налогоплательщика дополнительно включена в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ и введена в действие с 18.08.99, при этом законодатель не придал указанной норме обратную силу.
Согласно пункту 3 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщика, имеют обратную силу. Пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а не мерой ответственности, что следует из содержания глав 11 и 16 НК РФ. Налоговым кодексом Российской Федерации не предоставлено налогоплательщику право не платить налог, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 и подпункта 1 статьи 75 НК РФ уплата налога с исчислением пеней в случае просрочки его уплаты является обязанностью налогоплательщика. Пунктом 4 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Из изложенного следует, что наложение моратория на начисление пеней в случае ареста имущества налогоплательщика является нормой, устраняющей обязанность по уплате пеней, и указанная норма может иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено актом законодательства.
Таким образом, при вынесении судом решения о признании недействительным решения ИМНС от 20.06.2000 N 410 в части взыскания 27 543 руб. 10 коп. пеней неправильно применены нормы материального права, то есть решение суда подлежит отмене в соответствующей части.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что взыскание налоговых санкций производится в доход бюджета, а не в пользу налогового органа, как указано судом. Пунктом 1 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых видов доходов, к которым относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы (пункт 2 статьи 41 БК РФ).
В необжалуемой части решения нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункты 2 и 4) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.08.2000 по делу N 4551 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Балтийскому району города Калининграда от 20.06.2000 N 410 о взыскании с открытого акционерного общества "Балтрыбстрой" 27 543 руб. 10 коп. пеней.
В иске в этой части отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Балтрыбстрой" в доход бюджета 11 910 руб. налоговых санкций.
Взыскать с открытого акционерного общества "Балтрыбстрой" в доход федерального бюджета 576 руб. 40 коп. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2000 г. N 4551
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника