Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 ноября 2000 г. N А56-19951/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Шевченко А.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга Соколова С.В. (доверенность от 04.09.2000 N 17/9549), от АОЗТ "Ультра Стар" Горбунова С.В. (доверенность от 04.09.2000),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2000 по делу N А56-19951/00 (судья Звонарева Ю.Н.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с акционерного общества закрытого типа "Ультра Стар" (далее - АОЗТ "Ультра Стар") 3 173 руб. штрафа по статье 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ), в том числе 2 338 руб. штрафа за отсутствие ценников на продаваемый товар и 835 руб. штрафа за невыдачу чека.
Решением от 07.09.2000 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга просит отменить решение суда и удовлетворить иск, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
В ходе проверки соблюдения АОЗТ "Ультра Стар" Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" налоговая инспекция установила отсутствие ценников на продаваемый товар и выдачу чека на сумму, не соответствующую сумме, полученной от покупателя (от покупателя товара получено 149,6 руб., чек выдан на 149,57 руб.).
Факты указанных нарушений отражены в актах проверок.
Ответчик добровольно штраф не уплатил, поэтому налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о его взыскании. Суд отказал в удовлетворении иска со ссылкой на недоказанность наличия составов правонарушений, вмененных ответчику, указав в том числе на то, что несоответствие суммы, указанной в чеке, сумме денежных средств, уплаченной покупателем, не может быть расценено как невыдача чека и что налоговая инспекция не представила доказательства того, что выданный чек не является документом, подтверждающим сделанную покупку. Кроме того, суд указал на нарушение налоговой инспекцией при привлечении АОЗТ "Ультра Стар" к ответственности требований статей 10, 33, 36 и 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Кассационная инстанция считает выводы суда о нарушении налоговой инспекцией требований статей 10, 33, 36 и 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях подтвержденными материалами дела, и не находит оснований для переоценки вывода о недоказанности налоговой инспекцией вмененных ответчику составов правонарушений.
Согласно Закону Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" все предприятия (в том числе индивидуальные предприниматели) обязаны вывешивать в доступном покупателю месте ценники на продаваемые товары, которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены, а также применять контрольно-кассовые машины и выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и соответствующим предприятием.
За неисполнение каждой из названных обязанностей статьей 7 Закона о ККМ установлена ответственность в виде штрафа.
Принимая во внимание, что ответственность по Закону Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" является административной, правильным является и вывод суда о необходимости осуществления производства по делу о нарушении требований этого Закона, то есть по делу об административном правонарушении, по правилам, установленным Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
Материалами дела подтверждается несоблюдение налоговой инспекцией требований статей 10, 33, 36, 231, 232, 234, 235, 236.1, 247, 255, 259, 263 КоАП при производстве по данному делу. В частности, в материалах дела отсутствует протокол об административном правонарушении. Содержание акта проверки, на который налоговая инспекция ссылается как на документ, заменяющий протокол, не соответствует требованиям статьи 235 КоАП, отметки о разъяснении нарушителю его прав и обязанностей, предусмотренных статьей 247 КоАП, нет; доказательства вручения акта в порядке, определенном статьей 236.1 КоАП, отсутствуют. В нарушение статьи 247 КоАП дело рассмотрено 21.06.2000 в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности; доказательства его извещения о рассмотрении дела 21.06.2000 налоговая инспекция не представила, что повлекло невозможность соблюдения положений статей 258, 259 и части первой статьи 263 КоАП. Налоговой инспекцией нарушен и 3-дневный срок вручения копии решения (постановления) о привлечении АОЗТ "Ультра Стар" к ответственности. Объяснения продавца (л.д. 10) не подтверждают вмененные ответчику составы правонарушений. Данные о стоимости приобретенного товара, о несоответствии суммы, указанной в чеке, стоимости приобретенного товара в документах, составленных и представленных суду налоговой инспекцией, отсутствуют. Невыдача кассиром сдачи покупателю не влечет ответственность по статье 7 Закона о ККМ. Выводы, изложенные в акте (протоколе) и решении от 21.06.2000, об отсутствии ценников на часть товаров недостоверны, поскольку ответчиком на часть товаров, в том числе отраженные в акте проверки, в связи с их распродажей были оформлены "ценовые листы". Однако на это обстоятельство не указано в акте, ценовые листы налоговой инспекцией не исследовались, соответствующие сведения в материалах дела отсутствуют.
Суд первой инстанции, отказывая налоговой инспекции в удовлетворении иска, обоснованно указал на то, что принятое налоговой инспекцией решение о привлечении АОЗТ "Ультра Стар" к ответственности за нарушение требований Закона о ККМ является необъективным, поскольку принято без всестороннего изучения обстоятельств данного дела, а потому не может быть положено в основу решения суда о взыскании штрафов.
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого по делу решения суда.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2000 по делу N А56-19951/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2000 г. N А56-19951/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника