Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 ноября 2000 г. N А56-17198/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Шевченко А.В., при участии от ООО "Зета" генерального директора Логвиненко В.В. и представителя Марченко А.Л. (доверенность от 01.09.2000), от Управления федерального казначейства Российской Федерации по Санкт-Петербургу Миткалевой Т.И. (доверенность от 30.10.2000),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Колпинскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2000 по делу N А56-17198/00 (судья Петренко Т.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Зета" (далее - ООО "Зета") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Колпинскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) и Управления федерального казначейства Российской Федерации по Санкт-Петербургу возвратить из бюджета по декларации за май 2000 года 8 955 923 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщику за товар, реализованный впоследствии на экспорт.
Решением от 23.08.2000 исковые требования удовлетворены. Суд обязал налоговую инспекцию возвратить из бюджета 8 955 923 руб. налога на добавленную стоимость за май 2000 года.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Колпинскому району Санкт-Петербурга просит отменить решение суда в удовлетворенной части и отказать в иске в полном объеме. Не оспаривая право истца на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, в соответствии с декларацией по налогу на добавленную стоимость за май 2000 года, налоговая инспекция ссылается на отсутствие у нее подтверждения перечисления в бюджет поставщиком ООО "Зета" полученных от истца сумм налога на добавленную стоимость. Кроме того, налоговая инспекция указывает на то, что возврат налога на добавленную стоимость осуществляется, согласно приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.03.2000 N АП-3-29/96, обязательного к исполнению налоговыми органами, по решению специальной комиссии, созданной при Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу. На данный момент такое решение не принято, в связи с чем, по мнению районной налоговой инспекции, у нее отсутствуют правовые основания для возмещения (возврата) истцу налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщику.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Колпинскому району Санкт-Петербурга о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела и выслушав участвовавших в заседании представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что жалоба налоговой инспекции подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с декабря 1999 года по июнь 2000 года ООО "Зета" поставляло фирме "Gladstone Intertrade LTD" (Британские Виргинские острова) минеральные удобрения - моноаммонийфосфат в соответствии с экспортным контрактом от 23.12.99 N 37-45/23/12/99. Реализуемую на экспорт продукцию ООО "Зета" закупало у ЗАО "Евросиб-Агро" по договору от 23.12.99 N 45-46ВН. При приобретении удобрений для последующей реализации на экспорт ООО "Зета" оплатило поставщику их стоимость вместе с налогом на добавленную стоимость.
ООО "Зета" представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за май 2000 года с комплектом документов, предусмотренных пунктами 21 - 22 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
В связи с отсутствием у истца "НДС, полученного от покупателей" и наличием лишь "НДС, уплаченного поставщикам" у общества образовалась отрицательная разница по налогу на добавленную стоимость, заявление о возмещении (возврате) которой из бюджета ООО "Зета" подало в налоговую инспекцию.
Для проверки правильности представленных истцом данных налоговая инспекция 26.06.2000 провела тематическую выездную проверку, в ходе которой подтверждено наличие у истца отрицательной разницы по налогу на добавленную стоимость и, следовательно, права на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета за май 2000 года. Однако налог на добавленную стоимость не возмещен по причине отсутствия у налоговой инспекции доказательств перечисления в бюджет поставщиком - ЗАО "Евросиб-Агро" полученного от истца налога на добавленную стоимость.
Неисполнение налоговой инспекцией обязанности возместить (возвратить) налогоплательщику налог на добавленную стоимость из бюджета в 10-дневный срок, установленный статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", ООО "Зета" обжаловало в арбитражный суд путем подачи соответствующего иска.
Согласно акту сверки, составленному истцом и ответчиком (л.д. 16), подлежащая возмещению ООО "Зета" из бюджета сумма налога на добавленную стоимость за май 2000 составляет 8 955 923 руб.
Суд первой инстанции признал незаконным уклонение налоговой инспекции от возмещения (возврата) вышеуказанного налога из бюджета, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.
Порядок уплаты в бюджет и возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость предусмотрен пунктами 2 и 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Названные нормы действуют, в установленном порядке не отменены и не изменены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Указанной нормой Закона предусмотрена обязанность налогоплательщика представить только доказательства уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам при расчетах за приобретенные товары. А дополнительное требование налоговой инспекции к истцу представить доказательства перечисления поставщиками полученного от покупателя-налогоплательщика налога на добавленную стоимость в бюджет как условия предъявления покупателем-налогоплательщиком к возмещению из бюджета "НДС, уплаченного поставщикам" в Законе отсутствует.
Как следует из пунктов 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, нормы законов о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал свои обязанности, в том числе относительно порядка исчисления и уплаты налогов.
Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не предусмотрено, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, сначала должны быть перечислены ими в бюджет, затем покупатель должен истребовать и получить от поставщика подтверждение такого перечисления и только после этого он вправе отразить уплаченные поставщикам по этим материальным ресурсам суммы налога в декларации по налогу на добавленную стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в случае превышения сумм налога на добавленную стоимость по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам, применяется при реализации товаров на экспорт, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость.
В пункте 21 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" дополнительно указано на то, что возврат налога не производится по расчетам, представленным налогоплательщиком по истечении трехгодичного срока.
Иных условий и ограничений для возмещения покупателю налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, законодательством о налоге на добавленную стоимость не предусмотрено.
Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции, производится в полном объеме за счет средств федерального бюджета (статья 12). Указаний на ограничение размера возмещаемых сумм налога на добавленную стоимость поступлениями этого налога в бюджет от поставщиков в названной статье не содержится.
Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.03.2000 N АП-3-29/96 согласно пункту 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации не относится к актам законодательства о налогах и сборах, но поскольку в силу этой же нормы Налогового кодекса обязателен к исполнению налоговыми органами, он должен исполняться налоговыми органами таким образом, чтобы не нарушались права и интересы налогоплательщиков, гарантированные Законом.
Принимая во внимание нормы вышеперечисленных законодательных и нормативных актов и наличие следующих обстоятельств: отсутствие возражений налоговой инспекции относительно факта уплаты истцом налога на добавленную стоимость поставщику, правильности отражения его размера в декларациях по этому налогу и предъявления к возмещению (возврату) из бюджета; непредставление налоговой инспекцией доказательств неперечисления поставщиком ООО "Зета" полученных от истца сумм налога на добавленную стоимость в бюджет с правовым обоснованием наделения правом отказа в таком случае в возмещении налога на добавленную стоимость из бюджета, а также нарушение налоговой инспекцией 10-дневного срока возмещения (возврата) налога на добавленную стоимость из бюджета, - кассационная инстанция считает правомерным удовлетворение судом первой инстанции требования истца об обязании налоговой инспекции возвратить ООО "Зета" из бюджета 8 955 923 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщику экспортированной продукции - минеральных удобрений и подлежащих согласно статье 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" возмещению из бюджета.
Руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2000 по делу N А56-17198/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Колпинскому району - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2000 г. N А56-17198/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника