Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 ноября 2000 г. N А56-14911/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кузнецовой Н.Г. и Петренко А.Д., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Ирмас" Шереметевской И.В. (доверенность от 01.09.2000), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Козловой Л.Л. (доверенность от 20.07.2000 N 16/54), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга на решение от 31.07.2000 (судьи Галкина Т.В., Блинова Л.В., Петренко Т.И.) и постановление апелляционной инстанции от 21.09.2000 (судьи Апранич В.В., Королева Т.В., Серикова И.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14911/00,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ирмас" (далее - ООО "Ирмас") обратилось в арбитражный суд с иском о признании частично недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) от 12.04.2000 N 06-49/691. В обоснование исковых требований ООО "Ирмас" сослалось на несоответствие предписания налогового органа нормам действующего законодательства. Истец указал, что является образовательной организацией и не занимается предпринимательской деятельностью.
Решением арбитражного суда от 31.07.2000 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.09.2000 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить судебные акты и в иске отказать. По мнению ИМНС, истец, не являясь бюджетной организацией, в силу норм статей 11-1, 13, 45 и 46 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон) обязан платить налоги на общих основаниях без применения льгот.
Суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене ввиду неправильного применения обеими судебными инстанциями норм материального права.
Как видно из материалов дела, ИМНС в результате документальной проверки полноты и своевременности уплаты налогов ООО "Ирмас" установила, что предприятие необоснованно воспользовалось налоговой льготой, предусмотренной статьей 40 Федерального закона "Об образовании", не исчислило и не уплатило налога на прибыль и налог с продаж. В связи с этим ИМНС в решении от 12.04.2000 N 06-49/691 предложила ООО "Ирмас" перечислить недоимки по налогам, штрафные санкции и пени.
Согласно подпункту "г" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.
Суд кассационной инстанции считает, что согласно данной норме предоставление льготы по уплате налога на прибыль поставлено в зависимость не от вида лицензируемой экономической деятельности, а от гражданско-правового статуса лица, осуществляющего данный вид деятельности.
В статье 3 Закона Санкт-Петербурга "О налоге с продаж" указано, что от уплаты данного налога освобождены товары (работы, услуги), связанные с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимые образовательными учреждениями, то есть условием применения данной льготы кроме вида экономической деятельности, является статус лица, его осуществляющего.
Арбитражный суд, удовлетворяя иск о признании недействительным предписания ответчика, исходил из того, что применение истцом налоговой льготы не противоречит действующему законодательству.
Согласно статье 40 Закона образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.
В соответствии с пунктом первым статьи 12 Закона образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Как следует из пункта шестого статьи 12 Закона, государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его государственной аккредитации.
Статьей 11-1 Закона установлено, что негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
В силу статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.11.94 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" законодательные акты, принятые до введения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части первой Кодекса.
Согласно части первой статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В статье 2 Закона Российской Федерации "О некоммерческих организациях" указано, что извлечение прибыли не является основной целью деятельности некоммерческой организации.
Как следует из материалов дела, ООО "Ирмас" создано как общество с ограниченной ответственностью и представляет собой многопрофильное коммерческое предприятие, созданное объединением граждан для осуществления совместной хозяйственной деятельности с целью извлечения прибыли (пункт 1 раздела 1 и пункт 2 раздела 2 Устава ООО "Ирмас"). При этом ООО "Ирмас" создано и зарегистрировано уже в период действия Гражданского кодекса Российской Федерации и принятия Закона Российской Федерации "О некоммерческих организациях". Пункт 4 Положения о порядке лицензирования образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 17.11.94 N 442, согласно которому возможна оценка коммерческой организации как образовательного учреждения, вступает в противоречие с федеральными законами и не подлежит применению в данном случае.
Таким образом, истец, являясь коммерческой организацией, неправомерно воспользовался льготой по уплате налогов, предусмотренной действующим законодательством именно для учреждений - некоммерческих организаций, а не для организаций, осуществляющих образовательный вид деятельности. В связи с этим ИМНС обоснованно доначислила налоги и пени.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 31.07.2000 и постановление апелляционной инстанции от 21.09.2000 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14911/00 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ирмас" в доход федерального бюджета 1669 руб. 80 коп. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.Д. Петренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 ноября 2000 г. N А56-14911/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника