Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 ноября 2000 г. N А56-12972/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Кочеровой Л.И. и Троицкой Н.В.,
при участии в судебном заседании представителей
закрытого акционерного общества "АБС" - Лодянова О.А. (доверенность от 24.05.2000 N 9),
Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - Самушенок Т.В. (доверенность от 05.04.2000 N 04-05/3769),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2000 по делу N А56-12972/00 (судьи Блинова Л.В., Петренко Т.И., Рыбаков С.П.),
установил:
Закрытое акционерное общество "АБС" (далее - ЗАО "АБС") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными решения от 03.05.2000 N 01-11/5089/1084 и требования от 03.05.2000 N 29 об уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и пеней. К участию в деле в качестве 3-го лица на стороне ответчика привлечено Управление Федеральной службы налоговой полиции по Санкт-Петербургу.
Решением от 08.08.2000 иск удовлетворен.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение, ссылаясь на следующее. В силу пунктов 1 и 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" НДС является косвенным налогом, поэтому механизм уплаты этого налога предусматривает перенос бремени по его уплате на расходы конечных потребителей, которое одновременно снимается с поименованных в Законе плательщиков и им возмещаются издержки, связанные с перечислением налога в бюджет. Поскольку у налоговых органов не имеется сведений о том, что поставщики ЗАО "АБС" подтвердили выполнение своих обязательств перед бюджетом по уплате полученного от истца НДС, в бюджете отсутствует источник возмещения налога на добавленную стоимость ЗАО "АБС". Налоговая инспекция также ссылается на статью 110 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.02.99 N 36-ФЗ. На основании этих доводов налоговый орган и просит в иске отказать.
В судебном заседании представитель ЗАО "АБС" отклонил кассационную жалобу по мотивам, изложенным в отзыве, считая решение суда первой инстанции, принятое по данному делу, законным и обоснованным. Истец также отклонил ссылку ответчика на статью 110 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", указав, что источник возмещения НДС из бюджета указан в статье 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" - это федеральный бюджет.
Управление Федеральной службы налоговой полиции по Санкт-Петербургу о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие 3-го лица.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, ЗАО "АБС" во 2-м и 3-м кварталах 1999 года закупило у поставщиков в Российской Федерации продукцию, оплатило ее в полном объеме с учетом НДС и предъявило названный налог к возмещению из бюджета.
На основании акта проверки от 10.03.2000 N 1084/11 налоговая инспекция вынесла решение от 03.05.2000 N 01-11/5089/1084, в пунктах 1, 2 и 3 которого указано на неправомерное предъявление истцом к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость во 2-м и 3-м кварталах 1999 года (листы дела 8-10). Налоговая инспекция также направила ЗАО "АБС" требование об уплате НДС от 03.05.2000 N 29 (лист дела 21). Факт экспорта закупленной продукции налоговой инспекцией не оспаривается.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Согласно пункту 3 той же статьи "в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период". Далее в Законе разъяснено, что аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам, применяется при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона, то есть при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт (абзац в редакции Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 25-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона к возмещению из бюджета может быть предъявлен налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам материальных ресурсов, если их стоимость относится на издержки производства и обращения. Предприятие имеет право предъявить к возмещению из бюджета НДС по материальным ресурсам при выполнении двух условий: оплаты этих товаров (работ, услуг) поставщикам и принятии их к учету. При предъявлении к возмещению из бюджета НДС по материальным ресурсам не имеет значения направление использования этих материальных ресурсов - (на экспорт или реализация их на внутреннем рынке).
Доводы налоговой инспекции, изложенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Налоговая инспекция указывает на отсутствие в бюджете источника возмещения истцу НДС, поскольку этот налог не был уплачен в бюджет поставщиками. Кассационная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что ни Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", ни Налоговым кодексом Российской Федерации на налогоплательщика не возлагается обязанность проверять уплату налога его поставщиками и представлять в налоговую инспекцию соответствующие сведения.
Налоговая инспекция считает неправомерным предъявление к возмещению из бюджета НДС ссылаясь на акты встречных проверок поставщиков продукции ЗАО "АБС", по результатам которых было установлено, что названные поставщики не уплатили налог, полученный от истца, в бюджет.
Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" возмещение налогоплательщику из бюджета, уплаченного поставщикам, НДС не ставится в зависимость от уплаты или неуплаты налога в бюджет этими поставщиками.
Ссылка налоговой инспекции на статью 110 Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год" не может быть принята во внимание, поскольку названной статьей предусмотрено, что нормативные правовые акты, влекущие дополнительные расходы за счет средств федерального бюджета, реализуются и применяются только при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в федеральный бюджет по следующим основаниям.
Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не является нормативным правовым актом, влекущим дополнительные расходы за счет средств федерального бюджета. Приведенный выше порядок определения суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, и предъявления налога к возмещению из бюджета уже был законодательно закреплен в названном Законе до принятия Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" и был учтен при принятии федерального бюджета на 1999 год. Именно поэтому в статье 12 Федерального Закона указано, что источником возмещения НДС является федеральный бюджет.
Таким образом, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не находит нарушений в применении норм налогового законодательства судом первой инстанции при принятии решения по данному делу судом первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2000 по делу N А56-12972/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 ноября 2000 г. N А56-12972/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника